
8.19
1347
8.40
5100
Сериал Берлин, Александерплац онлайн
Berlin Alexanderplatz
Актеры:
Гюнтер Лампрехт, Элизабет Триссенар, Карин Баль, Франц Бухризер, Петер Коллек, Бригиттэ Мира, Мэхтильд Гроссаман, Барбара Валентин, Ханс Цандер, Яак Карзункэ, Клаус Хольм, Роджер Фриц, Ханна Шигулла, Аксель Бауэр, Клаус Хене, Херберт Штайнмэц, Харри Бэр, Рольф Цахер, Вернер Асам, Маркуард Бом, Харк Борм, Кристиане Майбах, Соня Нойдорфер, Герхард Цвэренц, Ян Георге, Катрин Шакэ, Эльма Карлова, Херман Лаузэ, Вольфганг Шэнк, Карл-Хайнц фон Хассель, Карлхайнц, Браун, Петер Брэц, Готтфрид Йон, Аннэмария Дюрингер, Иван Дэсни, Гюнтер Кауфман, Ирм Хэрман, Фолькер Шпенглер
Режисер:
Райнер Вернер Фассбиндер
Жанр:
драмы
Страна:
Италия, Германия
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из ??
(08.08.2019)
В сердце трагедии, развернувшейся вокруг главного героя этого захватывающего сериала, скрывается история, сотканная из нитей непрощения и глубокой, почти всепоглощающей тоски. Изначально, перед лицом жестоких обстоятельств, он был обычным, неприметным мужчиной по имени Франц Биберкопф – простым грузчиком, чья жизнь казалась беззаботной и предсказуемой. Однако, эта идиллическая картина рухнула, как карточный домик, после того, как его судьба обернулась заключением в мрачных стенах тюремного комплекса.
Эта трагедия зародилась, когда Франц, по иронии, оказался приговорен к многолетнему лишению свободы после того, как совершил чудовищный акт, приведший к гибели Иды – девушки, чья любовь к нему была искренней и всепоглощающей. Закон, предписанный ему, был не просто наказанием за совершенное преступление, а, скорее, темным, непроглядным полотном, вытканным из боли и осознания невосполнимости утраты. Франц, не желая погружаться в болезненные воспоминания о событиях, приведших к трагическому финалу, теперь, освобожденный из-под оков, находит себя в тихом и непримечательном городке Тегеле, где его присутствие вызывает лишь чувство глубокого дискомфорта и отчуждения.
В стенах тюремного заключения он привык к немой, монотонной жизни, где общение с другими людьми было недоступно, а его мысли оставались в непроглядной тишине. Общение с окружающими казалось ему чем-то недосягаемым, чем-то, что никогда не должно было войти в его жизнь. Теперь, с обретенной свободой передвижения, он осознает жуткую и, возможно, самую страшную истину: мир, возможно, навсегда забыл о его существовании. Он ощущает себя, как будто отбывающим истинное наказание – не за совершенное преступление, а за потерю связи с обществом, за потерю надежды на понимание и сочувствие.
Жизнь в Тегеле превратилась для него в нескончаемый, гнетущий экзистенциальный вопрос: он окружен людьми, но все равно чувствует себя абсолютно одиноким, словно запертым в собственной, замкнутой вселенной, где эхо прошлых ошибок и невыносимая тяжесть потери преследуют его на каждом шагу. Его мир сужен до размеров собственной скорби, и вопрос о том, возможно ли вернуть утраченное, кажется неразрешимым, а чувство отчужденности – всепоглощающим. С каждым днем он сталкивается с осознанием того, что свобода, лишенная смысла, может оказаться самым суровым и невыносимым из всех наказаний.
Рецензии
В сердце мрачной Германии, в эпоху пробуждения ужасающих идеологий, возник проект, оставивший глубокий, едва уловимый отпечаток в сознании. Лично меня он поразил своей мощью и трагичностью, представляя собой сложную, многогранную психологическую драму, требующую неспешного вдумчивого осмысления.
В центре повествования находится Франц Биберкопф – существо, расколотое между невыносимым прошлым и беспросветным будущим. Он – бывший грузчик, отбывающий суровое наказание за гибель Иды, молодой девушки, которую он сам когда-то любил. Этот трагический случай, произошедший под влиянием рокового стечения обстоятельств, навсегда оставил шрам на его душе, заставляя его с трепетом избегать воспоминаний об этом роковой ночи. Особенно драматично проявляется его положение после освобождения из заключения. В стенах тюремной камеры, в окружении недоброжелательных взглядов и неприкосновенности, его социальная изоляция была абсолютной и неоспоримой. Но выйдя на волю, Франц столкнулся с ещё более болезненным и непонятным феноменом – полное отсутствие интереса к его судьбе, равнодушие и нежелание любого взаимодействия. Его убеждение, что истинное наказание за содеянное заключается в пребывании в полном одиночестве, даже находясь в компании людей, кажется предельной правдой.
Создатели фильма не просто рассказали историю, они вытащили на свет глубокие и тревожные вопросы, касающиеся природы человеческой души и последствий, которые возникают при совершении насильственных действий. Они исследуют темную сторону человеческой психики, обнажая разрушительные последствия страха перед потерей чего-либо, даже самого простого человеческого внимания – признания, понимания, сочувствия. Особо́го сочувствия вызывает ситуация с Райнгольдом – негодяем, который, выдавая себя за друга и поддержку, постепенно, методично, извращает Франца, подрывает его личность, лишает последних остатков надежды и достоинства. Его действия – циничный и бесчувственный акт эксплуатации, демонстрирующий, как легко человек, находящийся в уязвимом состоянии, может стать жертвой манипуляций и обмана.
Мне представляется, что именно в этой истории, в трагической судьбе Франца, заложены зашифрованные намеки, отражающие зарождение идеологий, которые впоследствии развернулись в эпоху фашизма. Подобно тому, как нацистские вожди, обескураженный войной народ, приласкали своим вниманием и ложными обещаниями, временно рассеивая его тревоги и сомнения, а затем использовали его сломленную душу для достижения собственных корыстных целей. Финал, столь мрачный и безысходный, завершает цепочку трагических событий, когда Франц, потеряв остатки рассудка, попадает в психиатрическую лечебницу, где его сознание, подобно темному и беспокойному морю, неумолимо погружается в пучину безумия и забвения.
Этот многосерийный фильм – настоящая интеллектуальная головоломка, требующая не только просмотра, но и активного участия зрителя. Он особенно ценен для тех, кто любит методично анализировать увиденное, сопоставлять факты, выявлять скрытые смыслы и трактовки, которые предлагает автор. “Зарождение” – это история, которая заставляет задуматься о хрупкости человеческого духа, о силе идеологии и о том, как легко человек, потеряв себя, может стать пешкой в чужой игре.
Погружение в многосерийный фильм, созданный талантливым режиссером, оказалось для меня опытом, граничащим с настоящим испытанием. Слухи, дошедшие до меня, о том, что некоторые зрители, буквально лишенные возможности прерваться, наблюдали за произведением более пятнадцати часов подряд, а затем утверждали, что это стало самым глубоким и сильным потрясением в их жизни, заставили меня задуматься о природе восприятия и уязвимости человеческого сознания. Такая преданность, казалось бы, требовавшая колоссальной выдержки и готовности к погружению в мрачные глубины человеческой души, показала, что искусство, каким бы оно ни было, не всегда располагает к себе всех.
К сожалению, моё собственное знакомство с этим проектом, получившим название «Берлин, Александерплац», оказалось столь же непростым и, откровенно говоря, непроглядным. Судя по всему, для того, чтобы по-настоящему оценить столь сложную и многогранную работу, необходимо обладать определенной подготовкой, – в частности, знакомством с историей Европы 30-х годов прошлого столетия и, конечно, глубоким пониманием причин, приведших к возникновению фашистских идеологий. А также, вероятно, склонностью к психологическим драмам. Я, признаюсь, не являюсь поклонником подобного рода кинематографа, предпочитая более легкие и развлекательные жанры.
Центральным элементом повествования является трагическая история Берлина Франца Биберкопфа – бывшего грузчика, который, отсидев четыре года за непредумышленное убийство своей невесты Иды, после выхода из берлинской тюрьмы оказался в полном смятении. Этот крепкий, физически сильный мужчина, словно вырвавшись из бетонных стен, вновь и вновь давал себе слово вернуться к честной жизни, но неизменно находил себя на пути, ведущем в бездну.
Одной из ключевых причин падения Франца Биберкопфа стало его безответное, слепое доверие к Рaйнгольду – фигуре, которую сложно однозначно оценить. Рaйнгольда можно назвать почти дьявольским персонажем, воплощением неистового бисексуализма, ревности и разрушительного влияния. Этот «злой гений» – словно вихрь, уничтожающий всё, что дорого Францу. В конечном итоге, он провоцирует убийство его возлюбленной Мицци, что окончательно сводит Франца с ума. Парализованный страхом и зависимостью от Рaйнгольда, он теряет всякий контроль над своей жизнью.
Завершение фильма – сложная и, несомненно, впечатляющая сцена. Франц оказывается в психиатрической клинике, а последняя серия, занимающая почти два часа, представляет собой поистине колоссальный водоворот его сознания, бесконечно прокручивающий историю его жизни. С каждым новым прокручиванием, он всё глубже и глубже погружается в жуткую бездну своей души, осознавая всю тяжесть своих ошибок и неразрешимость своей судьбы.
«Берлин, Александерплац» – это, несомненно, шедевр, созданный гением режиссера. Однако, в отличие от многих других произведений искусства, оно не о красоте и гармонии, а о разрушении человеческого сердца, о величии и жестокости большого города, о неравной борьбе маленького человека с огромным, агрессивным городом, о его грязи, равнодушии и, в конечном счете, о зарождении фашизма – как о неизбежном результате этих негативных явлений. Фильм – это не столько история о человеке, сколько метафора трагедии всего человечества, брошенного на произвол судьбы в бескрайнем, безразличном мире.