
7.77
6475
7.20
154
Сериал Блокада онлайн
Актеры:
Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик, Михаил Ульянов, Даниил Сагал, Борис Горбатов, Сергей Харченко, Георгий Гегечкори
Режисер:
Михаил Ершов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1974
Добавлено:
сериал полностью из 4
(09.08.2013)
Заснеженный Ленинград, охваченный жесточайшим испытанием – блокадой – стал не только декорацией, но и источником вдохновения для режиссера, воплотившего на экране трагическую историю, основанную на произведениях Александра Чаковского. Получившая форму масштабной киноэпопеи, состоящей из четырех захватывающих серий, работа над этой кинокартиной растянулась на семь долгих лет, отмеченных кропотливой работой и глубоким погружением в атмосферу эпохи.
Повествование разворачивается в мрачные, увы, исторически достоверные дни Великой Отечественной войны, когда город, запертый в объятиях вражеского огня, стал свидетелем беспримерного мужества и стойкости его обитателей – жителей Ленинграда. Каждый эпизод фильма – это тонкая, пронзительная иллюстрация отчаянной борьбы за жизнь, рассказанная глазами простых людей, оказавшихся в эпицентре самой страшной военной катастрофы.
Каждый персонаж, чья судьба переплетается в сложной паутине обстоятельств, – это воплощение человеческой трагедии, смешанной с несломленным духом. Зритель соприкоснувшись с их переживаниями, ощутит на себе всю тяжесть бремени голода, холода, постоянного страха, ощутит гнетущую атмосферу безысходности, но одновременно и невиданную силу взаимопомощи и надежды, которая помогала жителям блокадного города выстоять.
Съемки требовали не только художественного мастерства, но и глубокого уважения к исторической правде. Искусствоведческие изыскания, консультации историков, детальная реконструкция быта и одежды того времени – все это позволило создать максимально правдивый и убедительный образ Ленинграда, замерзшего в окопных тисках войны.
Фильм не просто повествует о событиях блокады, он задает вопросы о цене человеческой жизни, о силе духа, о важности памяти и о том, как война, оставив глубочайшие раны, навсегда изменила судьбы целой страны. Именно поэтому, за годы своего существования, эта картина стала не просто фильмом, а настоящим памятником героизму ленинградцев и символом непоколебимой воли к победе.
Рецензии
Сериал, представляющий собой типичный образец кинематографического наследия позднего советского периода, неизменно вызывает дискуссии среди критиков. Его особенности, как справедливо отмечают, уходят корнями в видение Юрия Озерова, что, безусловно, придавало проекту уникальный колорит. Действительно, в многочисленных аспектах он существенно отличался от западных аналогий. Например, проекты, подобные "Врагу у ворот" Жан-Жака Анно, акцентируют внимание на романтически-любовных переживаниях и мелодраматических сюжетных линиях, отвлекая зрителя от сути происходящего. Иными словами, мы видим не столько правдивое отражение событий, сколько тщательно сконструированную историю с элементами драмы.
Мы наблюдаем, как на первый план выходит не столько реалистичное изображение войны, сколько тщательно выстроенная история, где эмоции и чувства становятся центральным элементом повествования. Неудивительно, что возникает вопрос: а не было бы лучше, если бы фильм сосредоточился на войне как таковой, превратив ее в незыблемый центр происходящего? Действительно, потребность в правдивом изображении ужасов войны, в отказ от мелодраматических условностей, вполне понятна. И в данном сериале эта потребность, как ни странно, удовлетворяется.
Герои сериала представлены схематично, словно выдержки из типичных советских типажей. Лозунги "За Сталина" и "За Родину" звучат так же часто, как и попытки понять масштаб проблемы. Однако, значительным достоинством проекта является отражение тактики военных лет, что, несомненно, добавляет ему исторической достоверности и делает просмотр более интересным. История кинематографа всегда была чувствительна к экранизациям, а данный проект, к удивлению, показан довольно обстоятельно и корректно.
Познавательная ценность советских "блокбастеров", во многом, как отмечает автор, превосходит произведения Спилберга, Пекинпа и Анно (при этом, не стоит забывать о смешной ситуации, когда Хрущев в фильме критикует политруков, демонстрируя, таким образом, непонимание масштабов Сталинградской битвы, что, возможно, было результатом небрежности или ошибки).
Особое внимание привлекает образ Жукова. Ульянов, исполнивший эту роль, смог передать зрителям все особенности характера этого выдающегося военачальника: его грубость, настойчивость, жестокость, властные приказы и угрозы расстрела при неповиновении, а также самоуверенность и жестокость, необходимые для эффективного командования в условиях войны.
Несмотря на внушительную стратегическую точность, отдельные элементы фильма вызывают недоумение. Использование в кадре Кировского завода танка ИС-3, которые, как известно, не участвовали в Великой Отечественной Войне и поступили на вооружение только в 1945 году, выглядит особенно неправдоподобно. Точно так же, награждение советской армии автоматами Калашникова, в то время, когда немцы использовали винтовки М-16, выглядит как нелепая ошибка. На протяжении истории отечественного кино нередким явлением было использование в фильмах устаревших моделей техники и оружия.
В частности, в "Екатерине Ворониной" полгода уходящих на фронт бойцов вооружены АК-47, что говорит о неточности в историческом контексте. ИС-3 и Т-55, выступающие в кадре, значительно превосходят по габаритам немецкие танки, оснащенные длинноствольными пушками, которых у немцев не было. Все это создает впечатление нереальной мощи "фашистских захватчиков" против "миролюбивых советских людей" вооруженных пушками калибра 45 мм и устаревшими "трехлинейками" (хотя пехотные части начала войны массово имели на вооружении самозарядки СВТ).
В результате, неясно, какую именно мысль хотел донести автор фильма. Воюют на непонятной технике, с ненастоящим оружием. Возможно, сама война предстает как некая иллюзия, как нечто нереальное. Тогда к чему вообще этот сериал?
Созерцание кинематографа советской эпохи, особенно тех фильмов, что разворачивают перед зрителем страницы трагической истории, вызывает в душе не просто восхищение, но и глубокое чувство уважения к предкам, тем, кто пережил невообразимые испытания. Считаю своей обязанностью поделиться с молодого поколениям этими кинематографическими свидетельствами, особенно произведениями, посвященными Великой Отечественной войне – монументальным, запечатлевшим на экране душу времени. Ведь в те далёкие годы, когда советский народ столкнулся с беспрецедентными потрясениями, воспоминания о военных действиях были еще свежи в памяти, а реалии, отраженные на экране, лишь усиливали чувство сопричастности к общей трагедии.
Мне, как представителю молодого поколения, зачастую сложно постичь глубину и масштаб потерь, которые пережил советский народ в те страшные годы – в "четыре года блокады", когда вражеские войска, уверенные в своей непобедимости, ведомые жаждой захвата, двигались напролом, вторгаясь на территорию нашей Родины. Вспоминая о событиях тех лет, я с особым вниманием перечитывала произведения выдающихся советских писателей, чьи книги, с неподражаемой искренностью, раскрывали повседневную жизнь жителей осажденного Ленинграда – их мужество, стойкость духа, их неистребимую веру в Победу.
Особое впечатление на меня произвела книга, а точнее, цикл книг, созданная гениальным Александром Твардовским – «Забытая мелодия». Этот эпический роман, с его правдивой, не приукрашенной историей, погружает в самое сердце блокадного Ленинграда, позволяя ощутить, каким был каждый день для ленинградцев, оказавшихся в ловушке войны. Конечно же, не могла не вызвать восхищения и экранизация этого произведения – «Блокада», где, благодаря таланту режиссера и актеров, удалось создать поистине впечатляющую картину, передающую не только хронологию событий, но и ту неповторимую атмосферу страха, отчаяния и надежды, которая царила в besieged городе.
Удивительно, что, несмотря на акцент на стратегической обстановке и детальное воспроизведение исторических событий, фильм, который был выпущен в семидесятые годы, нашел столь широкое признание – двадцать восемять миллионов человек посмотрели эту картину! Это свидетельствует о глубоком интересе зрителей к истории, к пониманию тех трагических событий, которые определили ход нашей страны. Среди достоинств советского кино, я всегда выделяла умение передавать не только ход сражений, но и моральный облик героев, их внутрений мир, их душевные переживания. Восхищает, как в исполнении Михаила Ульянова, сыгравшего роль Георгия Жукова, выделялись не только его профессионализм, но и соответствие образу легендарного полководца – жесткость, непоколебимость, умение воодушевлять солдат на передовой. Как говорил мой муж, иногда точность в детализации военной техники – какой именно танк был принят на вооружение – может показаться неочевидной, но я считаю, что именно эта "неточность" не мешает фильму по-настоящему "брать за душу", позволяет почувствовать себя частью того великого исторического события, запечатленного в кадре.
Я всегда замечала, что советские фильмы своим вниманием к моральному облику героев, к их внутренним переживаниям, отличались от многих зарубежных картин, которые, как правило, фокусируются лишь на личных обстоятельствах героев. В советском кино, как будто, рассматривался не только индивидуальный опыт, но и коллективный опыт весьго народа, его стремление к общей победе, его непоколебимая вера в Родину. Герои шли к Победе с лозунгами «За Родину!», «За товарища Сталина!», за свой город – с чувством глубокой причастности к истории. В их поступках не было бравады и напыщенности, в них была искренность, верность своим идеалам. Именно эта "натуральность" так привлекает меня в советском кино.
Мне кажется, что, несмотря на некоторые неточности в детализации военной техники – как отмечал мой муж, – главное достоинство советских фильмов заключается в их способности вызвать в душе чувство уважения к предкам, в том, чтобы погрузить зрителя в атмосферу тех трагических событий, позволить почувствовать непосредственно то, что пережили наши бабушки и дедушки, особенно блокáду Ленинграда – место, которое имеет для меня особое значение, поскольку в этом городе жили мои родственники. И, конечно же, огромную роль в моей оценке фильма играет игра актеров – она всегда была для меня основой, на чем строится успех фильма. Я уверена, что фильм, который мы посмотрели, заслуживает внимания и уважения, потому что он позволяет лучше понять историю и запечатлеть дух того времени.