Продолжить просмотр
Братья Карамазовы (2009)
Постер «Братья Карамазовы (2009)»
7.85 16921
7.50 294

Сериал Братья Карамазовы (2009) онлайн

Актеры:
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Режисер:
Юрий Мороз
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (03.02.2011)
В сумрачных переулках и полумраке провинциального русского города, затерянного во времени, бушевали страсти, словно ураган, обрушившийся на тихую гавань. Это был XIX век, эпоха противоречий и скрытых мотивов, в котором старик Федор Карамазов, ветеран не только жизни, но и судеб, являлся центром вселенской, казалось бы, ни к чему не ведущейся драмы. Его существование, пропитанное пеплом прошлой жизни и неразрешенными обидами, было сосредоточищем для трепетных и порой невыносимых отношений с тремя его отпрысками – Митой, Иваном и Алёшей, достигшими зрелости, но так и не осознавшими, что значит настоящая взрослая жизнь. Дела Миты с его небезызвестным отцом не ограничивались лишь сутолокой вокруг вопроса наследия, ведь за этой внешней, казалось бы, бессмыслицей таилась гораздо более сложная и ожесточенная борьба, пронизанная страстью, завистью и скрытыми обидами. Эта перепалка, словно рана, постоянно кровоточила в их взаимоотношениях, не позволяя им найти общий язык. Но истинным двигателем этой бурной драмы был, как всегда, Смердяков – внебрачный сын Карамазова, чья испорченная и лицемерная сущность видела в их ссоре лишь возможность для достижения собственных корыстных целей. Он, подобно хищнику, терпеливо ждал момента, когда, воспользовавшись их взаимной неприязнью и эгоизмом, сможет добиться того, чего не мог устоять перед логикой и разумом. Смердяков, с его прогнившим, будто в корне, характером, был олицетворением всего, что было нехорошим в человеке – зависти, злобы, жажды власти и, конечно же, беспринципности. Он манипулировал их чувствами, подливал масла в огонь, используя их собственную гордость и упрямство, чтобы вывести их на новый, ещё более опасный уровень конфликта. Его присутствие, как тень, всегда было рядом, словно предвещая грядущие беды и усиливая напряженность в уже и так напряженной атмосфере, пронизанной тайнами, страхами и невысказанными обидами. Он был словно злобный, невидимый проводник, чья цель была – разрушить не только отношения между братьями, но и, возможно, не только их. В его глазах горел неподдельный интерес к разрушению порядка, к размытию границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, что делало его истинным воплощением порока и вселенской безысходности, столь характерной для той эпохи.
Рецензии
С первых минут просмотра нового экранизированного романа Достоевского, о котором сейчас говорят все, я испытывала нескрываемое опасение, которое, как оказалось, было вполне обоснованным. Как человек, глубоко укоренившийся в антипатии к российской телевизионной продукции – с редкими, исключительными, конечно, оправданными моментами – я всегда предчувствовала значительные искажения, неизбежные упрощения и, что еще больше беспокоило, навязчивое введение в повествование эротических сцен, ради привлечения внимания широкой аудитории. Однако, после того, как я, не отрываясь, завершила просмотр этого сериала, мое отношение к нему претерпело радикальную трансформацию, и теперь я с искренней удивленностью и даже восхищением отзываюсь о нем. Изначально, услышав о намерении экранизировать «Братьев Карамазовых», меня охватило разочарование, граничащее с отчаянием. Однако, уже в первых эпизодах стало очевидно, что создатели проекта, вопреки моим опасениям, сумели сохранить ключевые сюжетные линии и передать глубину и сложность философских размышлений, которые составляют основу романа Достоевского. Особое внимание заслуживает игра Сергея Горобченко в роли одного из братьев Карамазовых – Митю. Его персонаж, изначально казавшийся неоднозначным и вызывающим определенную антипатию, раскрывается в сериале как глубоко сложная, порывная и искренне страстная личность. Горобченко сумел передать всю полноту его внутренней борьбы, его импульсивность и, одновременно, неистребимую веру в справедливость. Его игра – это настоящее откровение, вносящее в образ юноши невероятную динамику и эмоциональную силу. Не менее ярким и запоминающимся является образ Федора Павловича, воплощенный Александром Голубёвым. Голубёв, безусловно, не является типичным для этого персонажа – утонченным и интеллектуальным. Он создает образ человека, глубоко страдающего, полного противоречий, но при этом наделенного невероятной силой духа и искренней любовью к ближнему. Его игра – это воплощение внутренней драмы, муки совести и неистребимой веры. Особого внимания заслуживает, безусловно, Сергей Колтаков, воплотивший образ Гриши. Его исполнение этой роли поражает своей глубиной и тонкостью. Колтаков сумел передать всю сложность и противоречивость этого персонажа, его внутреннюю борьбу, его стремление к истине, его неспособность найти себе место в жизни. Его Гриша – это воплощение интеллигентного, чувствительного и мятежного юноши, стремящегося к пониманию мира и своего места в нем. Павел Деревянко, воплотивший образ Ивана Карамазова, создает образ человека, полного сомнений, разочарований и недоверия к окружающим. Его игра – это воплощение внутренней борьбы, ее нежелание принять мир, и его попытки найти свое место в мире. Светлана Ивановна, воплощенная актрисой, вызвала у меня смешанные чувства. Я не увидела в ней той горделивой, уверенной в себе, и безусловно, идеальной красоты, которая, как мне казалось, должна была быть у этой героини. Однако, я восхищалась её честностью, искренностью и стремлением к самопознанию, и, в то же время, её открытостью к своим слабостям и ошибкам. Она воплотила в своей роли не только утонченность и чувствительность, но и непоколебимую веру в добро и справедливость. Сцена с Инквизитором, как мне показалось, недостаточно переработана. Несмотря на мощную актерскую игру, не ощущается той драматической напряженности, которая должна была присутствовать в этом эпизоде. Это было немного наиграно, недостаточно контрастно, и не передавало всей сила и противоречивости персонажа. Однако, несмотря на некоторые недостатки, я не могу не отметить, что операторская работа, декорации и общий визуальный стиль сериала выполнены на высоком уровне. Они создают атмосферу тигрической России XIX века, позволяют зрителю погрузиться в мир романа Достоевского, чувствовать его глубину и сложность. И, в итоге, я могу с уверенностью сказать, что экранизация романа Достоевского – это не просто попытка пересказа известной истории. Это, прежде всего, уважение к великому писателю, его мыслям и чувствам. Это попытка передать зрителям глубину и сложность романа, оставить после себя некоторое смущение, заставив задуматься о жизни, о любви, о вере, о добре и зле.
Этот телевизионный проект, к моему, несомненно, весьма удался – зрелищный и глубокий, несмотря на некоторые вмешательства со стороны центрального канала. В центре повествования, удивительно, сместился фокус на внутренний мир братьев Карамазовых, отчасти в ущерб более широкому контексту общественной подоплеки, которая, безусловно, являлась важной составляющей первоисточника. Это, несомненно, оказался интересный актерский перформанс. Три брата предстали на экране, совершенно убедительно передавая нюансы своих характеров и жизненные штрихи, словно они действительно жили и действовали в тех обстоятельствах, в которых их заставляли оказаться обстоятельства. Наблюдая за ними, я, признаюсь, с особым вниманием следила за исполнением роли Голубева, и изначально, в силу своей критичности, ожидания от него были довольно высоки. Однако, к моему удивлению и, в конечном итоге, полному удовлетворению, он сумел не только оправдать, но и превзойти мои самые смелые прогнозы. Особого внимания заслуживает и игра Павла Деревянко. Я не ожидала от него столь сложного и неоднозначного персонажа, вызывающего одновременно отвращение и восхищение, словно бы и сочувствие. Его игра была на грани, создавая ощущение неуловимого, непредсказуемого человека. Однако, в рамках общей актерской ансамбля, конечно, особенно выделялась Елена Лядова. Её голос, её манера говорить, пропитанная достоинством и уверенностью, убеждали меня в несомненной значимости её персонажа – Мити – в контексте всего романа. Наряду с ней, все остальные актеры тоже сумели порадовать зрителя, но Елена Лядова, на мой взгляд, выдала, пожалуй, самое яркое и запоминающееся исполнение. Однако, в силу своей природы, экранизация столь сложного и многослойного произведения, как «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, неизбежно не могла полностью удержаться в рамках оригинального текста. И, признаться, некоторые фрагменты, касающиеся, в частности, действий маленьких мальчиков – "униженных и оскорбленных" – и линии Зосимы – относились к незавершенным кадрам, оставляя некоторые сюжетные нити недоразвитыми. Тем не менее, благодаря старательным сценаристам, были сохранены практически все ключевые моменты, которые определяют сюжет и характеры героев. Особый восторг вызвала впечатление от постоянно повторяющейся, эпизодической, но таким образом, очень эффективной, сцены работы каторжников, которая вставлялась в различные эпизоды серии и заставляла по-новому взглянуть на судьбы героев. В целом, экранизация, полагаю, выдалась высококачественной, и очень приятно было увидеть, как светло и благородно воплотилась на экране классическая "Братья Карамазовы", одна из моих любимых книг, и считаю, что это успешная и убедительная адаптация. Операторская служба и дизайн декораций также внесли значительный вклад в создание увлекательной атмосферы, и, несомненно, воплощение этого знаменитого произведения на экране — этот проект — успешен.
В пространстве кинематографических экспериментов, где пересекаются театральные традиции и нарративные искажения, фильм, созданный под эгидой МХАТ, представляет собой явный пример отступления от законов естественного человеческого взаимодействия. Нельзя отрицать, что заявленная акцент на актёрской игре, безусловно, должна была стать визитной карточкой постановки в рамках театральной среды. Однако, попытка воплотить этот концепт в форме кинопроизведения, к сожалению, лишь усугубляет зрительский дискомфорт, порождая ощущение навязчивого раздражения. Обстоятельства развития сюжета, казалось бы, переплетаются с явной небрежностью, что приводит к возникновению глубокого недоумения. Диалоги, построенные с видимым пренебрежением к логике и правдоподобию, чудовищно вписаны в происходящие события, создавая неудобную и искусственную картину. Восприятие сцены требует постоянного, кропотливого анализа, попыток разгадать сложную паутину взаимоотношений между персонажами, определить мотивы их действий и понять, какой именно поворот был инициирован кем и с какой целью. Подобная небрежность, очевидно, обусловлена слабым и, возможно, отсутствующим вниманием сценариста к деталям, особенно в отношении разработки экспозиции и проработки диалогов. Сюжет, с его примитивным и монотонным содержанием, просто создан для потребления на телевидении, нацелено на создание контента для дневных сериалов, вероятно, на канале “Россия”. Название, не требующее изменений, подчеркивает сущность проекта – бесшовное перетекание от одной скучной сцены к другой. В свете наших современных знаний, имея доступ к обширной литературе и историческому опыту, оценка этого произведения становится более осознанной. Однако, размышления о событиях, запечатленных на экране, непреднамеренно выявляют влияние определённого уклада жизни, характеризующегося преувеличенным акцентом на неуправляемых удовольствиях, бессмысленной трате ресурсов и, что особенно трагично, отрицанием стремления к познанию и саморазвитию. Попытки обрести утешение в неискренних контактах с непроверенными личностями, погружение в глубокие, но бесплодные духовные поиски и беспрерывное подвергание себя гормональному напряжению, в конечном итоге, приводили к неизбежному направлению в глубокую, непродуктивную "каторгу" недопонимания и бессмысленности. Поразительно, как благоприятно прошло это время, когда русская классическая литература, с её глубоким содержанием и непреходящими истинами, выходила из учета, из общественного понимания.
Сериал произвел на меня глубокое впечатление уже на начальном этапе, очаровав своим вниманием к деталям и, в сущности, доскональной передаче ключевых моментов повествования. Однако, со временем, стало ощутимо, что сценаристы прибегали к определенному “обрезанию”, порой даже значительных эпизодов, которые могли бы углубить и обогатить сюжетную линию. Особо запомнилась сцена диалога между Смердяковым и Павлом Федоровичем, в которой раскрывалась глубокая недоверие последнего в отношении веры в Бога, выраженная через аргумент о невозможности для верующего человека двинуть гору над обидчиками. Впрочем, Дмитрий Федорович, не уступая в хитрости, также использовал свои пистолеты для достижения цели – отправки к “Лягавому” за скромной суммой в три тысячи. Учитывая, что история, на мой взгляд, могла бы развернуться и достичь своего логического завершения в пределах шестнадцати серий, с полным раскрытием всех сюжетных поворотов, мне показалось, что стандартный хронометраж в двенадцать серий, реализованный в виде фрагментов, представлял собой, отнюдь, неполную и, по сути, разрозненную версию повествования. В целом, же, я не могу не отметить, что сериал в целом вызвал у меня положительные эмоции и заставил задуматься. Одновременно с этим, у меня возникло определенное сожаление о том, что роман, которым он вдохновлен, был прочитан мной лишь частично – без прочтения финальной главы, содержащей примерно семьсот страниц из восьмисот. Мне невольно стало интересно, какими актёрами были воплощены в жизни герои романа, каким образом было отражено их внутренний мир и мотивацию. И, к сожалению, я столкнулся с неожиданной, по-своему, концовкой сериала, которая оказалась – если честно – выдуманной, являющейся, по сути, заимствованной концовкой романа. Это, мягко говоря, стало существенным диссонансом. К счастью, я быстро осознал, что в начале сериала преднамеренно демонстрируется только заключительная часть романа, и, отключив визуальный поток, я сумел вовремя избежать погружения в абсолютно неинтересный для меня финал, в котором, согласно сюжету, Митю обвиняют в совершении тяжкого преступления. Представить себе, что придется тратить последние 150 страниц романа, – было бы крайне невыносимо. Это, несомненно, представляло собой серьезный, ощутимый минус. При этом, стоит отметить, что в первых кадрах удалось не только понять замысел авторов, но и вовремя распознать, что предстает перед нами лишь фрагмент романа, а не его полное развитие. Это позволило избежать нежелательного, по моему мнению, финала и сохранить интерес к основному повествованию. В заключение, я хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на эти небольшие, но заметные оговорки, сериал, в целом, оказался достойным внимания и заслуживает высокой оценки.
Тональный переход в последние годы отечественного телевидения, в котором зачастую уступают прежнему признанию произведения, считавшиеся ранее вершинами художественного мастерства, заставил меня задуматься о восприятии "классики". После столь длительного перерыва, отмеченного лишь редкими вспышками удовольствия, возникало предчувствие, что актеры, взявшие на себя задачу интерпретации столь сложного и требовательного материала, как, например, «Идиот», не смогут превзойти собственные достижения. Анатолий Белоснежный, к счастью, сумел оправдать возложенные на него надежды, как это, к сожалению, часто бывает в его творчестве – с неизменной, пусть и не всегда выдающейся, стабильностью. Забава Деревянко, Голубева и Исакова, напротив, продемонстрировали значительно более убедительную игру, демонстрируя определенный рост и расширение актерского диапазона. Их выступления вызвали искреннее восхищение и подтвердили их талант. Однако, по моему мнению, роль Лены Лядовой оказалась неудачной – эта актриса не совсем соответствовала духу и требованиям роли, которую ей доверили. Считаю, что в данном случае могли предложить более талантливую актрису, способную передать глубину и сложность персонажа. Несмотря на то, что Лядово не стоит называть бесталанной, ее игра, на мой взгляд, была значительно недооценена и, вероятно, не в полной мере раскрыла потенциал произведения. Особенно заметно в современной телеиндустрии стремление к быстрому и массовому производству сериалов. Несмотря на это, определенная часть зрителей до сих пор испытывает искреннее удовольствие от просмотра действительно выдающихся, не просто популярных, а безусловно успешных и образцовых сериалов, которые, несомненно, заслуживают особого внимания и признания. В этом контексте, важно оценивать не только количество просмотренных эпизодов, но и качество представленного материала, разнообразие сюжетных линий и актерского состава. В конечном итоге, наше восприятие сериала определяется совокупностью этих факторов, а не только рекламным шумом и всеобщим ажиотажем. Необходимо возвращаться к основам, к произведению, заслуживающему глубокого осмысления и, что особенно важно, к актерам, умеющим воплотить в жизнь сложные и многогранные характеры.