Продолжить просмотр
Гибель Западной цивилизации
Civilization: Is the West History?
Постер «Гибель Западной цивилизации»
7.40 210

Сериал Гибель Западной цивилизации онлайн

Civilization: Is the West History?
Актеры:
Ниал Фергюсон, Петер Янда, John Lindell, Annekatrin Hendel, Hanping Zhang
Режисер:
Адриан Пенник
Жанр:
документальные, исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
2011
Добавлено:
сериал полностью из 6 (09.04.2015)
В просторах истории, в архивах времени, затаился один из наиболее значимых и глубоких документальных проектов, посвященных деконструкции глобальной доминирующей роли западной цивилизации, как она существует сегодня, и, что не менее важно, позволяющий заглянуть в туманный горизонт её дальнейшей судьбы. Авторы этого новаторского труда, опираясь на колоссальный массив исследований и, судя по всему, на интуитивное понимание сложностей мирового порядка, выдвигают весьма пессимистичную, хотя и обоснованную, гипотезу. Они утверждают, что совокупность существующих тенденций, и, возможно, не только видимых, но и скрытых, указывает на вероятность скорой трансформирующей катастрофы, сокрушительной для западной модели, как мы её знаем. Этот проект – это не просто критический анализ, это своеобразное исследование вероятностных сценариев. Он ставит под вопрос, являясь ли западные ценности и практики – с их акцентом на индивидуализм, материальное благополучие и, как следствие, на неустойчивый потребительский цикл – неизбежным путем к деградации? Авторы, используя многогранный подход, затрагивают не только экономические и политические аспекты, но и культурные, религиозные и даже экологические, исследуя влияние этих факторов на динамику развития, наблюдаемую в различных регионах мира. Они обращают внимание на стремительное возрождение традиционных культур, на растущий интерес к духовным практикам и философии, не зависящим от западных шаблонов. Их внимание привлечено к формированию альтернативных социальных и экономических систем, основанных на принципах устойчивости, справедливости и уважения к природе. Это не просто реакция на западное влияние, это, по их мнению, закономерный этап в эволюции человечества, процесс поиска новых ориентиров и ценностей. В центре внимания проекта – прогнозирование развития тех народов, которые, несмотря на влияние глобальных тенденций, сумели сохранить свою уникальную идентичность и не стремились слепо копировать западные модели. Эти народы, обладающие богатой историей и самобытной культурой, стремятся к созданию гармоничного будущего, основанного на уважении к прошлому и ответственности за будущее. Ученые и исследователи, участвовавшие в создании документального фильма, рассматривают возможности альтернативных путей развития, в которых переоцениваются привычные критерии успеха и благополучия. Вопрос заключается не в отрицании достижений западной цивилизации, а в осознании ее ограниченности и, возможно, в необходимости переосмысления глобальных целей и приоритетов. Фильм “Гибель западной цивилизации” – это не мрачный пророчество, а попытка зафиксировать и проанализировать сложные процессы, происходящие в современном мире. Это исследование, которое, вероятно, заставит зрителей задуматься о будущем человечества, о роли ценностей в его развитии и о том, как формируется глобальный порядок. Это, прежде всего, призыв к осознанности и ответственности, к пониманию того, что будущее не предопределено, и именно от нас зависит, каким оно будет.
Рецензии
Профессор экономической истории Нил Фергюсон, чья авторитетная серия «Восхождение денег» представляет собой, пожалуй, наиболее полное и глубокое исследование недавнего мирового финансового кризиса, в данном проекте предпринял попытку создания масштабного, хоть и не претендующего на широкую популярность, анализа. Он выделил шесть ключевых “убийственных приложений”, которые, по его мнению, привели Запад к доминированию в мировой истории. Этими приложениями, как он их называет, стали конкуренция, научный прогресс, медицина, верховенство закона и права собственности, потребительская культура и протестантская трудовая этика. Каждое из этих “приложений” Фергюсон рассматривает как самостоятельную историю, и он посвящает каждой из них отдельную серию. Однако, стоит отметить, что перспективы, которые он предлагает, иногда вызывают обоснованное недоумение. Порой, кажется, что профессор пытается навязать аудитории определенное мнение, не давая ей возможности самостоятельно оценить представленные факты. Разумеется, нельзя не упомянуть очевидный парадокс: оружие, являющееся, безусловно, одним из ключевых факторов формирования мировой истории, было признано Фергюсоном лишь одним из “убийственных приложений”. И, признаться, поспорить с этим было бы наивно. При этом, в своей классификации Фергюсон демонстрирует глубокую историческую осведомленность, тщательно подбирая детали, необходимые для последовательного и ясного изложения своей идеи. Однако, в одном из эпизодов, посвященных медицине, он приводит ужасающие примеры действий германской империи в Африке, демонстрируя, насколько чудовищными могли быть последствия идеологии расового превосходства, укоренившейся в сознании Гитлера и под влиянии псевдонаучных теорий. Подчеркнем, что эти детали, несмотря на свою документальную точность, вызывают отвращение и не оставляют сомнений в моральной неприемлемости таких практик. Связь с философией Гитлера и немецкой псевдонаукой очевидна. Ещё один запоминающийся момент – отвратительные высказывания короля Англии Эдуарда о японском императоре, выраженные в форме уничижительной и оскорбительной оценки. Хотя и не произнесенные напрямую, они отражают, мягко говоря, крайне неэтичные взгляды, демонстрирующие полное отсутствие уважения к чужой культуре. На фоне этих серьезных исторических рассуждений, эпизодически возникают и более легкие моменты, такие как описанное Фергюсоном “контрактное” поведение французских жителей мужских общежитий во время майских событий 1968 года, или, как он сам называет, “ненужные и абсурдные” музыкальные предпочтения. В определенной степени, Фергюсон, кажется, застрял в пессимистичном прогнозе, предупреждая о неизбежном упадке потребительского общества и релятивистской культуры, которая, по его мнению, готова поверить во что угодно. В этой ситуации, люди, утратившие веру, становятся особенно восприимчивыми к любым идеям, даже самым фантастическим. Фергюсон также не упускает возможности обсудить проблему изменения климата, критикуя "донную науку" и соглашаясь с лидерами австралийской оппозиции, такими как Тони Эбботт. Он, кажется, намерен подвести аудиторию к нужному выводу, используя сложные и двусмысленные аргументы, часто не раскрывая их полностью. В одной из последующих серий, Фергюсон предстает в образе консервативного мыслителя, поддерживающего общепринятые в англоговорящем мире консервативные взгляды, но при этом оставаясь дружелюбным и располагающим к себе человеком. Он умело и грамотно представляет информацию, что способствует завоеванию симпатии зрительской аудитории. Его диссертация на тему упадка Запада, связывающая этот процесс с идеями Зигмунда Фрейда через социолога Макса Вебера, представляет собой сложную и неоднозначную работу, требующую глубокого анализа. Особый интерес представляет его обеспокоенность будущим Запада, поскольку он осознает, что именно на плечах нынешнего поколения лежит ответственность за сохранение его влияния и силы. Подобное чувство ответственности, особенно учитывая его уверенность в вечных ценностях и силе Запада, выглядит, возможно, наивно. Фактически, Запад, несмотря на его уверенность в себе, часто ошибается и обманывает себя. И, как показала история, его самонадеянность не всегда оправдывалась.