
7.76
7627
7.10
168
Сериал Девять жизней Нестора Махно онлайн
Актеры:
Ада Роговцева, Кирилл Плетнёв, Даниил Белых, Павел Деревянко, Анна Слю, Олег Примогенов, Виктор Сарайкин, Лидия Оболенская, Николай Каптан, Сергей Бойко
Режисер:
Николай Каптан
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12
(02.01.2011)
Нестор Махно – личность, окутанная пеленой противоречий, чья юность, отмеченная невольным заточением, навсегда изменила его жизненный вектор. В семнадцать лет, будучи обвиненным в дерзких нападениях и актах насилия, он провел в заключении двадцать лет, – тяжелейшее наказание, запечатлевшее в его душе неизгладимый след. Однако, революция 1917 года, словно грядущее солнце, вырвала его из оков и предоставила шанс на новую жизнь, на обретение цели и предназначения.
Тюремный опыт, прошедший через ад, закалил его волю и придал непоколебимую решимость, а беспримерный боевой арсенал, приобретенный в ходе ожесточенных сражений, мгновенно сделал его неоценимым активом для революционных сил. Его радикальные, анархистские убеждения, отличавшиеся дерзким и часто вызывающим своим масштабом духом, не только способствовали формированию его авторитета среди рядовых бойцов, но и определили его непоколебимую верность идеалам свободы и равенства.
Вскоре Нестор Махно возвысился до роли предводителя отважных партизанских отрядов, чья миссия заключалась в отстаивании фундаментальных ценностей: права на достойную жизнь, на самоопределение и на свободу от всякого гнета. Он превратился в воплощение неукротимой воли, в образ бесстрашного воина, чья твердая решимость и неумолимая жажда справедливости вызывали одновременно восхищение и трепет у соратников. Неумолимый и, порой, весьма суровый, он стал устрашающим фактором для тех, кто стоял у него на пути, – будь то немецкие войска, белые офицеры, или даже отдельные элементы революционной армии, разочаровавшиеся в устоявшихся порядках.
Участвуя в самых напряженных баталиях, где он, зачастую, являлся и инициатором самых решительных действий, Махно заслужил безмерное уважение тех, кто сражался бок о бок с ним, видя в нем не только военачальника, но и символ сопротивления, воплощение непокорности и веры в неизбежность победы. Однако, достижение абсолютной власти, казалось бы, открывающее новые горизонты, поставило перед ним сложнейший моральный выбор, дилемму, которая, возможно, стала одним из самых трагических аспектов его биографии, заставляя его постоянно балансировать между революционными идеалами и необходимостью сохранения человечности.
Рецензии
Сериал, встретивший меня после ознакомления с беллетристическим исследованием Веллера, посвященным фигуре Нестора Махно, в последние годы стал объектом пристального внимания общественности. Последовавшая за этим феноменом интенсивная пропагандистская кампания советских цензоров, задолго предшествовавшая формированию массового образа Махно как воплощения стихийного бунтаря и безжалостного разбойника, лишь усилила стремление к более глубокому пониманию этой сложной и противоречивой личности. Напрасно ли мы пытаемся найти ответ на вопрос – кто же был этот Нестор, и за что он в самом деле боролся? Именно на этот фундаментальный вопрос и является центральной темой предложенного повествования.
Начало двадцатого столетия, особенно для Российской империи, представляло собой период глубочайшей турбулентности и фундаментальных перемен. В момент, когда стало очевидно, что устоявшиеся институты и привычный уклад жизни нуждаются в радикальной перестройке, остро встал вопрос о том, каким обществом должно заменить старый порядок. В калейдоскопе политических теорий и идеологий, нашедших поддержку в обществе, выбор Махно, еще юношеским, прозвучал особенно убедительно и смело. Однако, представляется неизбежным отметить, что в понимании большинства обывателей, борьба тех лет сводилась лишь к столкновению двух доминирующих сил – монархистов и большевиков. И лишь небольшая, но крайне активная группа интеллектуалов и революционеров, придерживавшихся анархистских взглядов, оставалась в тени, представляя собой значимую альтернативу. Анархизм, провозглашающий капитал и институт государства как первичных угнетателей личности человека, выдвигал идею построения свободного и справедливого общества посредством их устранения. Идея эта, прозвучавшая в ушах Нестора Махно, резонировала с его неустанной борьбой за свободу, как от деспотического владычества царей, так и от деспотического господства коммунистической партии.
Оценивая продукт, созданный кинематографистами, нельзя не отметить их стремление к созданию убедительного и правдоподобного портрета Махно. Несмотря на, казалось бы, скромный бюджет, в работу была вложена значительная творческая энергия, что позволило авторам создать впечатление о сериале, обладающем собственной, неповторимой душой. Это чувствовалось в каждой серии, в каждом диалоге, но, признаться, в некоторых моментах, исполненных с некоторой корявостью, где-то проскальзывала банальность, грозящая испортить общее впечатление. Тем не менее, в целом, сериал достоин самых высоких похвал, за его смелость, искренность и попытку, пусть и не всегда удачную, раскрыть сложную и противоречивую фигуру Махно.
Особую похвалу заслуживает образ Нестора Махно, созданный актером Павлом Деревянко. Благодаря его мастерскому перевоплощению, при каждом упоминании имени Махно в моей памяти неизменно возникают образы, созданные Деревянко. Именно он сумел в полной мере раскрыть всю сложность и противоречивость личности этого выдающегося человека.
Однако, как и в любом произведении искусства, в данном сериале присутствуют определенные недостатки, которые нельзя игнорировать. Во-первых, вызывает недоумение показанный Махно как необразованный, "навороченный" на чужих знаниях человек. Ознакомившись с воспоминаниями Махно, становится очевидным, что он являлся убежденным анархо-коммунистом, обладавшим глубокими знаниями в области теории. Во-вторых, сериал акцентирует внимание на том, что знакомство Махно с анархизмом произошло в тюремных обстоятельствах. Однако, историческая достоверность в этом отношении оставляет желать лучшего: еще до заключения в тюрьму, Махно являлся членом анархической организации, активно участвующей в экспроприациях. Он лишь оттачивал свою идеологию, при этом оказавшись в благоприятной для обучения среде.
Наконец, стоит отметить одну из наиболее непонятных и неподкрепленных исторически линий сюжета – исчезновение ребенка и жены Махно, которые, по утверждению автора, были убиты его соратником Щусем. Далее, по ходу развития событий, и сам Щусь подвергается жестокому уничтожению сельскими жителями, хотя доказано, что его смерть была вызвана белогвардейцами. Неизбежно возникает ощущение, что авторам движет личная неприязнь к этому персонажу, что отразилось в сюжете.
В итоге, если не обращать внимания на исторические неточности и несоответствия, то, несомненно, произведение можно считать убедительным и поразительным повествованием о великом человеке, который всеми силами пытался добиться свободы для себя и окружающих. Особая благодарность авторам за то, что они не только не исказили фигуру Махно, не приукрашивая ее, но и не подвергли ее осуждению, как это нередко происходило в эпоху союза. Настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто интересуется гражданской войной и сложными историческими событиями.
Сперва, словно под тяжестью предрассудков, я отнекивался от перспективы погружения в повествование, выхватившееся из глубин истории это произведение. Честно признаться, я испытывал глубокое сомнение в том, сможет ли авторская задумка, основанная на, мягко говоря, весьма спорной и неоднозначной теме, обрести достойную воплощенную форму на экране. Однако, мои первоначальные опасения оказались безосновательными – я оказался глубоко заблуждающимся. Сериал, вопреки моим предварительным страхам, оказался предельно проницательным и, что немаловажно, тщательно прослеживающим исторические факты. Хотя, конечно, абсолютное соответствие исторических данных, в привычном нам понимании, не могло быть гарантировано – что, впрочем, вполне логично, учитывая специфику телевиденного жанра.
Центральное место в создании запоминающегося образа приковывает внимание игра Павла Деревянко. На мой взгляд, воплощение в жизнь образа легендарного атамана должно было сочетать в себе неповторимый сплав силы, харизмы и, одновременно, некой непредсказуемости. Деревянко сумел передать эту сложную комбинацию: он предстает перед нами не просто воплощением жестокости, но и человеком, обладанным глубоким чувством справедливости, хотя и выражающим его в весьма своеобразном, порой, почти анархическом ключе. Его игра стала для меня ярким подтверждением того, что Павел Деревянко – один из тех немногих, действительно талантливых российских актеров, сумевших занять лидирующие позиции в моем личном актерском рейтинге.
Нельзя не отметить и игру Данилы Белых, получившего на свой счет роль совершенно уникального, вызывающего неоднозначные чувства персонажа – Щуся. Белых филигранно воплотил образ человека, словно сотканного из противоречий: он одновременно являлся бесстрашным воином, не лишенным благородства и чувством собственного достоинства, но в то же время, судя по слухам, любил окружать себя роскошными атрибутами: шикарными костюмами, украшенными жемчугом и парчой, а его лошади также не обходились без роскошного убранства. Полагаю, авторам, возможно, не суждено было столь глубоко уходить в детали, в треш, хотя, честно говоря, в такой истории было бы крайне сложно не заглянуть в самые темные уголки человеческой души.
Роль украинской матери, чья главная мечта – увидеть счастье своих сыновей, а главное – их живыми, блестяще исполнила Елена Роговцева. Не могу не отметить, что её игра, наполненная искренностью и глубиной, подчеркивала трагизм ситуации и, одновременно, не позволяла отвлечься от главного – от стремления к счастью.
Особого внимания заслуживает и игра Плетнева в образе офицера белой гвардии. Хотя, признаться, его персонаж, к сожалению, не получил достаточного экранного времени, это, как мне кажется, не позволяет полностью раскрыть его потенциал – сложного, неутомимого, безжалостного, но при этом человека чести. Невольно возникает мысль о том, что его героя следует было изобразить не просто марионетку, вооруженную и управляемую царем, а комплекснейшего человека, способного к различным проявлениям чувств. И именно в этом подразумении был Махно, который в различных ситуациях проявлял умение находить в собественном творе и человечность.
Нельзя не уделить должное и выдающуюся игру Олега Примогенова, в которой персонаж Лева Задовы, отличается сочетанием волевого, наивного, прямого характера. Иногда его идеалистические взгляды кажутся несколько наигранными, несмотря на то, что я не уверен, что глава контрразведки был настолько убежден в собственной непогрешимости.
Несомненным достоинством сериала является и тщательно воссозданный украинский пейзаж – реки, леса, бескрайние степи. При этом, здесь нет пафосных батальных сцен, которые, на мой взгляд, в данном случае были бы излишни. Этот сериал - скорее, лирическое размышление над трагическими событиями, чем площадка для масштабных военных действий.
Сериал затронул наиболее трагичные и противоречивые моменты в истории украинского и русского народов, охваченных жестокими и кровавыми сражениями, в ходе которых под властью находились четыре различные силы: украинские националисты, белые, большевики и махновцы, у каждой из которых был шанс на победу. И невольно возникает вопрос: что, если бы Махно принял другой выбор? Каким бы стал мир, если бы история собралась по-другому? И как приятно, что сериал предоставил зрителю такую возможность - возможность вдуматься и подумать: родись ли ты тогда, кем бы ты был?
Однако заблуждать историю и забывать ее – нельзя. И пусть сериал не отличается абсолютной точностью передачи фактов, персонажи все же соответствуют своим прототипам, а главное – сериал рождает желание понять: что же происходило на самом деле?
Прошло уже два года с тех пор, как этот кинематографический проект впервые предстал публике на экране телевидения. Сериал, состоящий из двенадцати эпизодов, представляет собой произведение, кажущееся бесстрастным и отстраненным, словно не вытекающее из воображения режиссера, а являющееся, скорее, тщательно выверенным отражением биографии легендарной фигуры – Григория Симонова, человека, чья жизнь, отмеченная и яркими, и трагическими страницами, оставила неизгладимый след в нашей национальной летописи.
При создании сериала были использованы известные исторические факты, и, хотя современное телевидение зачастую не способно достоверно воспроизвести события прошлого, авторы экранизации проявили исключительное внимание к деталям, что, безусловно, заслуживает искренней благодарности. Лично я, традиционно склонный к скептицизму в отношении исторических телесериалов, признаю исключительную ценность и художественную силу этого проекта. “Девять жизней Нестора Махно” – это не просто сериал, а, скорее, впечатляющий кинематографический эксперимент, обладающий неповторимой эстетикой и глубиной.
Этот фильм-иллюстрация удивительно сложной и противоречивой жизни Нестора Махно – верного до последней минуты своему идеалу, анархиста – заставляет задуматься о природе человеческих стремлений, о цене, которую приходится платить за поиск истины и справедливости. Он представляет собой тяжкий, требовательный к вниманию зрителя, но, в конечном итоге, невероятно трогательный и сочувствующий опыт.
Особого внимания заслуживает игра актеров. Павел Деревянко, исполнивший роль Махно, органично вписался в роль, сумев передать не только суровость и безжалостность атамана, но и глубокую душевную рану, неизбывную заботу о человеке, о стремление сделать жизнь народа лучше, любыми доступными средствами. Деревянко мастерски передал не только внешний облик Махно, но и его внутренний мир, его непоколебимую веру в свои идеалы, его трагическую судьбу. В некоторых эпизодах, где он почти не говорит, раскрывая свой персонаж исключительно взглядами, мимикой, жестами, его игра достигает невероятной глубины и убедительности, вызывая искреннее сочувствие и восхищение.
Другие актеры, воплотившие образы простых селян, также проявили себя с особой тщательностью, создавая неподдельные, реалистичные портреты людей, живших в эпоху бурных перемен. Их естественность и искренность добавляют картине невероятной достоверности и эмоциональной силы.
Нельзя не отметить и язык кинофильма. Он отличается автокефальностью, что свидетельствует о стремлении авторов к максимальной исторической точности. Однако этот язык не является сложным и запутанным, не создает дискомфорта для зрителя. Даже если вы не понимаете каждое слово, вы легко сможете погрузиться в атмосферу эпохи, основываясь на интонациях голосов актеров, на визуальных образах и на общей эмоциональной составляющей картины. Использование простонародных украинских выражений, характерных для той эпохи, придает фильму особый колорит, разряжает напряженную атмосферу и делает его еще более живым и правдивым. Без этих выражений фильм был бы просто туманным, неясным, лишенным своей уникальной душевности.
Авторская музыка, начинающаяся практически с первых секунд титров, играет ключевую роль в создании атмосферы фильма. Она захватывает, настраивает на особенный лад, позволяет по-настоящему почувствовать душу кинокартины. Это произведение, созданное с любовью и уважением к истории, достойно внимания каждого, кто ценит настоящее искусство и стремится к более глубокому пониманию прошлого. Я с удовольствием пересмотрю этот фильм вновь и вновь, открывая для себя новые грани его красоты и глубины. Это не просто сериал, это важное и запоминающееся произведение, которое, несомненно, останется в памяти надолго.
Размышляя о новом кинофильме, я невольно прихожу к выводу, что его ценность прежде всего определяется глубиной содержания, а не впечатляющим воздействием на зрителя. И в этом отношении представленная работа, несомненно, оправдывает ожидания. Сценарий, безусловно, заслуживает похвалы: все представленные в повествовании действия, тонко и точно соответствующие исторической реальности и хронологии событий, создают атмосферу убедительности и достоверности.
Однако, главным достоинством картины, безусловно, является образ Нестора Махно, воплощенный талантливым актером Павлом Деревянко. Именно знакомство с его интерпретацией героя стало для меня одним из ключевых моментов, внесшим значительный вклад в формирование моего представления о фигуре Нестора Махно. Деревянко настолько органично вжился в роль “батьки”, что впоследствии, при чтении воспоминаний и биографий Махно, я мгновенно и безошибочно ассоциирую его имя с этой выдающейся личностью.
Режиссер и сценаристы, с поразительной проницательностью, сумели показать сложность и многогранность личности Нестора Махно, освещая ее на фоне драматических событий эпохи. Зритель видит перед собой не только смелого революционера, смело вступающего в самую гущу боевых действий, но и грамотного, опытного идеологом анархизма, человеком, обладающим тонкой душевной организацией и находящим утешение в родительской любви и супружеской верности. В конечном итоге, он предстает перед нами как просто человек, стремящийся жить в соответствии со своими принципами и убеждениями, не покоренный условностями и компромиссами. Этот образ, несомненно, заслуживает глубокого осмысления и представляет собой исключительный пример для вдохновения и самоанализа.
Такое многогранное изображение личности Махно, разворачивающееся на фоне переломных исторических событий, безусловно, привлекает внимание широкого круга зрителей – от простого поклонника кинематографа, до тех, кто интересуется историей. Фильм обладает значительным образовательным потенциалом, позволяя взглянуть на историю через призму одного из самых противоречивых и сложных эпизодов в истории Украины и России – одного из первых фильмов о Махно после распада Советского Союза, где его не демонизируют, не называют “бандитом” или “контрой”.
Несмотря на то, что картина начинается с описания Махно-революционера, я испытываю небольшую симпатию к тому, что отсутствует возможность увидеть его юношество, его первые шаги на пути к революционной деятельности. Однако, учитывая ограниченность бюджета и масштабность проекта – это, несомненно, очень достойное и удачное произведение! Оно, без сомнения, оставит яркий след в истории украинского и российского кинематографа, представляя сложную и неоднозначную фигуру Нестора Махно с точки зрения, оказавшейся необычайно свежей и поучительной.
В повседневной лексике мы часто воспринимаем понятие анархии как нечто хаотичное, не упорядоченное, а сам хаос – как отсутствие всяких ограничений и каких-либо жёстких рамок. Неустроенность, этот фундаментальный беспорядок, неизбежно приводит к децентрализации и разрушению устаревшего, привычного нам распорядка вещей. Это состояние, по сути, представляет собой безграничное выражение воли, постоянно трансформирующейся в потоке непрерывно меняющихся, неустойчивых структур, где нет места предсказуемости и консервативным идеям. Для достижения истинного порядка, если таковой вообще возможен, необходимо не только разрушить существующие формы организации, но и подвергнуть их радикальной переоценке. Беспорядок, как ни парадоксально, является отправной точкой для формирования нового, невиданного ранее, порядка. Государство – это, по сути, наиболее устоявшаяся и, как правило, наиболее консервативная форма организации. И, следовательно, отсутствие власти, этот абсолютный неконтроль, может рассматриваться как наиболее прогрессивный и, вероятно, наиболее жизнеспособный порядок. Как однажды метко заметил Прудон, “свобода – мать порядка”.
Стоит отметить, что экономисты, часто насмехаясь над анархистами, всё же задаются вопросом: а что же станет преемницей государства в современном мире? Анархисты, в свою очередь, не претендуют на предоставление готового решения, они лишь убеждены в том, что новая, альтернативная структура, заложившая основы для функционирования общества, родится исключительно из воли, из осознанного стремления к переменам. Эта воля, как духовная сила, может стать двигателем инноваций и прогресса, освободив человечество от оков бюрократии и устаревших догм.
Явно рекомендую к просмотру данный сериал, оставивший после себя глубокое впечатление. Моя оценка – безоговорочные десять из десяти, исключительно за революционную идею, лежащую в его основе. Режиссёрский талант, проявленный в картине, проявляется в безупречной постановке, во внимании к деталям и в мастерской игре актеров. Сценарий, основанный на тщательно изученных исторических фактах, добавляет картине достоверности и глубины. Признательна создателям за их исключительную, творческую работу, за смелость и отвагу, которые они проявили, поднимая такие сложные и, в то же время, чрезвычайно важные вопросы. В конечном счёте, этот фильм – не просто развлечение, это мощное, заставляющее задуматься произведение искусства, которое оставляет после себя послевкусие глубокого осмысления и побуждает к дальнейшему исследованию границ человеческого сознания и его потенциала.