Продолжить просмотр
Похождения бравого солдата Швейка (1972)
Die Abenteuer des braven Soldaten Schwejk
Постер «Похождения бравого солдата Швейка (1972)»
7.56 335
7.70 122

Сериал Похождения бравого солдата Швейка (1972) онлайн

Die Abenteuer des braven Soldaten Schwejk
Актеры:
Фриц Муляр, Хайнц Маречек, Хайнц Петтерс, Курт Яггберг, Генрих Швайгер, Бригита Свобода, Хелли Серви, Бибиан Целлер, Ганс Обонья, Herbert Prikopa
Режисер:
Вольфганг Либенайнер
Жанр:
комедия
Страна:
Германия, Австрия
Вышел:
1972
Добавлено:
сезон полностью из 13 (01.01.2013)
В одном из своих проницательных высказываний Ярослав Гашек, виртуоз лингвистики и повествователя, справедливо заметил: «Для того, чтобы определенная историческая эпоха обрела заслуженное величие, необходимо наличие действительно выдающихся личностей, обладающих исключительным талантом и влиянием. Но даже без достижения несравненной славы, подобной той, что окружала Наполеона Бонапарта, возможно существование скромных, почти незаметных героев, чьи имена бесследно исчезнут из страниц истории, не оставив ни единого отголоска». И эта мысль, пронизанная глубоким философским подтекстом, заставляет задуматься о природе славы, о ее эфемерности и о том, как она может искажать истинную ценность человека. На протяжении всей истории человечества, мы сталкиваемся с бесчисленным множеством личностей, чьи имена, поначалу, казалось бы, не имеют никакого значения. Их дела, их поступки, их взгляды – все это, в конечном итоге, оказывается погретено забвением, а их вклад в развитие цивилизации остается незамеченным. Увы, история, как правило, судит людей не по их подлинному величию, а по тому, сколько внимания они получили в последующие эпохи. И тем не менее, мы можем обнаружить в себе нечто большее, чем просто отражение чужих восторгов и похвал. В частности, если пристально взглянуть на повседневность, на жизнь обычного человека, можно встретить в себе зерно великой истории. Помните, как однажды, в тени древней Праги, я столкнулся с одним, совершенно незначительным на первый взгляд, персонажем. Он был одет в поношенную, выцветшую одежду, его лицо изборождено морщинами времени и, казалось, не имело ничего общего с грандиозными событиями, формирующими ход истории. Никто не пытался к нему подойти, не искал его благословения, журналисты не навязывали свои просьбы об интервью – он жил своей, тихой, скромной жизнью, не подозревая, что его существование, его образ, его жизнь, являются частью некоего великого замысла. Этот человек, представившись мне как Швейк, являлся, на самом деле, воплощением того самого, отважного, непоколебимого воина, чье имя, в годы Австро-Венгрии, звучало в сердцах тысяч чешских граждан. И вот тут возникает закономерный вопрос: а что делает человека великим? Я убежден, что истинное величие не зависит от громких триумфов, от славы, достигнутой в результате завоеваний, и не от количества изданий, в которых имени этого человека будет упомянуто. Истинное величие, на мой взгляд, заключается в умении оставаться человеком, несмотря на все жизненные испытания, в умении сохранять верность своим идеалам, в умении не поддаваться искушению славы и известности. И вот Швейк, этот «прохожий» из Праги, стал для меня олицетворением этой добродетели. Когда я рассказываю о его подвигах во время мировой войны, о его мужестве, о его находчивости, о его непоколебимой вере в справедливость, я вижу, что мои читатели не остаются равнодушными к этому «непризнанному герою». Швейк, в отличие от глупца Герострата, не пытался стать знаменитым, не стремился попасть в газеты и школьные хрестоматии, жертвуя истинными ценностями ради мгновенной славы. Он не поджег храм богини в Эфесе, не стал причиной трагедии ради собственной выгоды. И, возможно, именно эта скромность, эта простота, эта человечность и делают Швейка таким ценным и вдохновляющим персонажем. Его история – это напоминание о том, что великие дела совершаются не всегда громкими, не всегда заметными, но всегда – подлинными, искренними, пропитанными любовью к своему делу и к людям. И, возможно, именно в этом и заключается истинная, вечная ценность Швейка – не в его подвигах, а в его человечности. Он, подобно маяку, указывает путь к добродетели, к справедливости, к мужеству, которые, несомненно, навсегда останутся в памяти читателей, увлеченных его историей.
Рецензии
На протяжении столетий имя Ярослава Гашека, автора поистине феноменального произведения, известного миру под названием «Степан Гудзик, или Швейк в чешских доблестях», остается одним из самых узнаваемых и любимых. Пожалуй, найти человека, никогда не слышавшего о данном литературном образе, представляется практически невозможным. Писатель, в своей творческой задумке, стремился воплотить в Швейке наиболее характерные черты, присущие чешскому народу – неподдельную незлобивость, проницательную смекалку, искреннюю простоту и глубокое уважение к традициям. Этот заводчик собак, вынужденный заниматься подделкой собачьих родословных из-за отсутствия возможности разведения породистых экземпляров, становится символом находчивости и умения выкручиваться из сложных ситуаций, что отражает особенности чешской души. На экране, в форме захватывающего киноэпизода, насчитывающего 13 серий, этот литературный шедевр обрел новую жизнь. Создатели, выбирая наиболее логичный и, казалось бы, очевидный путь, практически полностью заимствовали оригинальный материал, что, несомненно, вызвало искреннюю радость у преданных поклонников творчества Гашека. Тем не менее, история создания «Швейка» неоднозначна, поскольку сам Ярослав Гашек, к сожалению, не смог завершить свой легендарный роман. Соответственно, объем рукописи хватил лишь на семь серий будущего киноэпизода. Но дальнейшее развитие событий стало совершенно неожиданным. Творческая группа представила новую сюжетную линию, созданную на основе сценария чешского журналиста Карела Ванека, написанного в 1923 году как своеобразное продолжение произведения Гашека. Эта новая часть повествования, посвященная приключениям Швейка на флоте, во время войны и в плену, радикально отличалась от оригинального романа и вызвала значительные споры. На выход фильма, к сожалению, последовало множество негативных отзывов от литературных газет и журналов, где преданные поклонники «Швейка» обвинили создателей в “издевательствах над великим чешским писателем”. Эти критические замечания были справедливы, поскольку Гашек, будучи востребованным интеллектуалом и публицистом, активно путешествовал, обладал глубокими познаниями в жизни чешского народа и скрупулезно изучал механизмы работы тоталитарной системы, нередко попадая под арест и оказываясь в плену. Его сатирические повести, наполненные оригинальными юмористическими приемами, служили мощным инструментом для обличения ограниченности представителей бюрократического аппарата, а также выявления коррупционных схем. Подобная остросоциальная направленность произведения, особенно в контексте политической нестабильности того времени, деловая примечательна. Несмотря на то, что Гашек неоднократно называл своего главного героя "идиотом", в его образе таилась глубокая симпатия и любовь, превращая Швейка в собирательный образ чешского народа, наполненного смелостью, добротой и неиссякаемым оптимизмом. К сожалению, создателям нового киноэпизода не удалось уловить этот тонкий нюанс, который так важен для понимания всей глубины произведения. Кроме того, они не смогли в полной мере передать всю порочность и неповоротливость бюрократии, являющиеся столь характерными для того времени. Словом, их интерпретация оказалась несколько упрощенной. После смерти Гашека его знаменитый роман, по словам некоторых критики, казался непостижимым для потомков. Однако, несмотря на это, «Швейк» и сейчас остается одним из самых любимых и читаемых произведений, оказавшим огромное воздействие на развитие мировой литературы. Именно поэтому, фильм, в котором самым удивительным образом оживают герои легендарного произведения, несомненно, заслуживает внимания и просмотра. Важно отметить, что актеры, воплотившие на экране образы героев, проделали блестящую работу, создав, казалось бы, сошедшие со страниц оригинального романа, персонажи. При этом, считается, что именно благодаря актерам, вновь обретение популярности этого произведения. С другой стороны, некоторые поклонники творчества Гашека считают, что режиссер и сценаристы, при следовании букве оригинального произведения, не уделили должного внимания атмосфере террора, мастерски описанной Гашеком. Он знал жизнь чешского народа, его нравы, обычаи, и он умел показывать, как страшно и некомфортно быть в плену. Это, возможно, привело к тому, что он, получив возможность, описать жизнь, чувствовал себя так, как будто он сам там был. Несмотря на эти недостатки, «Швейк» по-прежнему является одним из самых любимых и читаемых произведений, и фильм, который оживляет этот роман, должен быть обязателен к просмотру.