
7.65
9068
7.40
331
Сериал Достоевский онлайн
Актеры:
Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ольга Филимонова, Алла Юганова, Александр Домогаров, Дмитрий Певцов, Дарья Мороз, Юрий Степанов, Сергей Тарамаев, Леонид Окунёв
Режисер:
Владимир Хотиненко
Жанр:
отечественные, исторические, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 6-7 серия из 8
(27.05.2011)
Биографический сериал, предлагающий беспрецедентный взгляд на жизнь, погружает зрителя в захватывающее путешествие по трем десятилетиям жизни величайшего русского писателя, Федора Михайловича Достоевского. Рассказ, охватывающий период с декабря 1849 года – момента, ознаменованного драматическим поворотом в его судьбе – и заканчивающийся годом публикации его апогея, культового романа «Братья Карамазовы» (1879), детально прослеживает сложнейший и бурный жизненный путь гения.
В центре повествования – период, наполненный не только гениальными творческими свершениями, но и глубочайшими личными трагедиями, испытаниями и потрясениями. Мы видим Достоевского, погруженного в гущу исторических событий, пережившего арест, избавленного от ужаса смертного приговора, замененного тяжелой ссылкой на каторгу – наказанием, ставшем для него не только физическим, но и духовным испытанием. Трагическая утрата сына Алексея, ставшая одной из самых болезненных страниц его биографии, лишь усиливала внутреннюю борьбу, отражаясь в его творчестве.
Рассказ позволяет проникнуть в самую суть личности писателя, раскрывая его внутренний мир, пронизанный сложными противоречиями. Мы наблюдаем его неукротимую, хотя и порой трагически искаженную, страсть к азартным играм, сложный выбор между дружбой и враждой, болезненные, но и глубокие переживания любви и разочарований, которые, словно катализаторы, влияли на формирование его неповторимого стиля, его пристального интереса к человеческой душе, к ее темным и светлым сторонам, к ее бесконечным страданиям и надеждам.
Погружаясь в жизнь Достоевского, зритель осознает, что нищеты, преследовавшей его на протяжении многих лет, лишь усиливала его внутреннюю сосредоточенность, позволяя ему увидеть истинные ценности и глубину человеческого существования, что, в свою очередь, стало ключом к созданию произведений, оказавших колоссальное влияние на мировую литературу, закрепивших за ним славу величайшего писателя в истории человечества, чьи произведения, пронизанные глубиной психологизма и философской проблематики, по-прежнему вопрошают нас о смысле жизни, о моральных принципах, о добре и зле. Этот сериал – не просто биография, а глубокое исследование душевного мира человека, оставившего неизгладимый след в истории культуры.
Рецензии
Сериал «Достоевский» – это, безусловно, амбициозная попытка воплотить на экране жизнь одного из величайших русских писателей. Однако, несмотря на очевидный потенциал и великолепную игру главного актера, проект оставляет после себя скорее противоречивые впечатления.
Нельзя не отметить, что центральной фигурой проекта является, несомненно, Александр Миронов. Его воплощение Федора Михайловича – это, пожалуй, самая сильная сторона сериала. Наблюдатель, завороженный его игрой, ощущает, как в актере оживает неповторимый характер писателя, его муки совести, его глубокую духовную боль и, вместе с тем, его неукротимый гений. Миронов буквально вжился в роль, передавая мельчайшие нюансы характера, жесты, интонации, донеся до зрителя не только внешний облик Достоевского, но и его внутренний мир. Зачитывание произведений, вживание в каждую сцену, даже эпизоды, когда актер просто стоит и задумчиво смотрит вдаль – все это создает эффект присутствия, заставляет ощутить связь с этим великим русским писателем. В какой-то степени, завороженный игрой Миронова, зритель будто бы видит, как личность Достоевского выходит из портрета, наполняя историю жизнью и душой.
Однако, несмотря на эту потрясающую актерскую работу, проект страдает от ряда серьезных недостатков. Сценарий, кажется, не смог в полной мере раскрыть сложный и многогранный мир Достоевского. История, представленная на экране, кажется фрагментарной, сфокусированной в основном на внешней биографии писателя, а не на его творческом пути, на его философские искания, на его духовные переживания. Отсутствует глубинная проработка основной темы произведения – взаимоотношений между добром и злом, между совестью и грехом, между человеком и Богом. У зрителя нет возможности почувствовать, как Достоевский формировал свои идеи, как развивались его мысли, как он пришел к своим выдающимся романам.
К сожалению, актерский состав, за исключением Миронова, не смог поддержать его игру. Роль Настасьи Филипповны, воплощенная Чулпан Хаматовой, кажется, была лишена глубины и убедительности. Актерская игра других персонажей, в целом, выглядела ненавязчиво, втиснуто, без душевного участия, не вызывая ощущения вовлеченности в происходящее. По сути, большинство эпизодов выглядели как просто перечисление событий, не вносивших значительного вклада в понимание созданного произведения.
Особенно заметны недостатки в деталях. Отсутствует передача сложной атмосферы, царившей в петербургском обществе того времени, непосредственно влияние культурной среды на мысли Достоевского. В то же время, отсутствие подробностей о жизни писателя в его родном Старой Руссе, его общении с монахами, его физическом состоянии – все это создает ощущение неполноты повествования.
Особое разочарование вызывает финал сериала. Сцена, в которой Достоевский, будто бы, находит счастье, вполне не соответствует его характеру и мировоззрению. Это выглядит как надуманный и неубедительный финал, который не дает ответа на вопрос о судьбе великого человека.
Кроме того, стоит отметить, что музыкальное сопровождение сериала не способствует созданию атмосферы. Музыкальные вставки, чередующиеся от полуромантических мелодий до громких маршей, создают ощущение диссонанса и отвлекают от просмотра.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, сериал «Достоевский» все же производит определенное впечатление. Визуальная составляющая – красивые виды Санкт-Петербурга, атмосфера «достоевщины», заставляют зрителя задуматься о вечных вопросах, которые волновали этого великого писателя.
Успех сериала, в конечном счете, определяется его способностью вызвать интерес к творчеству Достоевского, побудить зрителя к знакомству с его произведениями. И хотя этот сериал не является идеальным воплощением наследия писателя, он, безусловно, вызывает обсуждение и ставит вопросы о том, что же такое «великое» в искусстве, и как его можно передать на экране. И как, в конце концов, воспринимают творчество великих соотечественников.
В центре внимания — масштабное и глубокомысленный телефильм, посвященный жизни одного из величайших русских писателей, Федора Михайловича Достоевского. Произведение, представленное перед зрителем, – это не просто экранизация, а попытка проникнуть в самую суть гения, понять его внутренний мир, его борьбу, его страдания и, конечно же, его непоколебимую веру. Фильм создает ощущение, будто мы, зрители, стали свидетелями рождения великого писателя, его духовного становления.
Достоевский, предстающий на экране, – это человек, пропитанный божественной энергией, сияющий внутренним светом, не лишенный, напротив, глубоких испытаний и мучений. Его путь, отмеченный трагическими событиями – каторгой, осуждением, – превратился в сложную, но несомненно, значимую историю духовного и философского самосовершенствования. Пережитое, по сути, не было напрасным, оставило неизгладимый след в его душе, определив его мировоззрение и литературное наследие.
Актерская игра в картине, в особенности выполненная Евгением Мироновым, поражает своей глубиной и реалистичностью. Миронов, выдавая просто потрясающую игру, не просто сыграл Достоевского – он *был* им. Его взгляд, озаренный сложными и контрастными эмоциями, – это витрина всей жизни гения, его сомнений, его надежд, его любви, его ненависти. Он мастерски передает ощущение постоянной борьбы, ощущение погруженности в сложные философские и духовные вопросы. Его игра способна заставить зрителя сопереживать Достоевскому, почувствовать свою собственную опасность и о необходимости стремиться к истине. В таком объеме эта роль не оставляет некоторого "оставшегося вне," но по развитию истории в неё погружается все глубже и в нас возникает еще большее сочувствие к ему. Эта роль впечатляюще напоминает о появлении антонио хопкинса в голливуде.
Другие актеры в фильме также демонстрируют высокий профессионализм. Чулпан Хаматова, несмотря на некоторую уже привычную зрителям ее роль, по-прежнему сохраняет свою уникальную талантливость. Мастерство выразительных ролей показывают и домогаров и дария мороз. Успешная эпизодическая работа у певцова, у который впечатления у меня накопились в очень гармоничном виде, и у аллы югановой, у которой ощущение впечатлило меня в приятном виде, у свидетеля которого я не видел до текущего времени молодых актеров, исполнителей которых могут поверять всеми силами. Особое восхищение вызывает его роль анны сниткиной, насколько умело она выполнена. У этих актеров в фильме видна не только профессиональная ответственность за свою работу, но и осознание вклада своей работы в всего огромного гения. В том числе и своей собственной ответственности.
Создатели фильма уделяют особое внимание деталям. Декорации Санкт-Петербурга, представленные на экране, – это не просто зарисовки города, а выражение духа эпохи, созданное с безупречным чувством художественного прорыва. Особое восхищение вызывает актерская игра и в окружении, в котором она происходит. В этой картине особого восхищения заслуживают и музыка, и использованные основные цвета, и в особенно умелое размещение актеров. Все это вместе создает атмосферу опасности, и не только понимается как потенциальная опасность, так и как совет помощи по пониманию по решению наиболее сложных вопросов.
В целом, фильм представляет собой масштабную, глубокомысленную и красивую работу. Несмотря на некоторые проблемы, особого восхищения заслуживает тот факт, что произведение позволяет по-новому рассмотреть жизнь и деятельность одного из величайших русских писателей. Фильм вызывает чувство удивления, озабоченности и вдохновения. Он заставляет задуматься о важных вопросах жизни и мира. В заключении мне бы хотелось сказать вот о чем. С решением проблем в масштабе мирового уровня в картине видна опасность не только для самого человека за которым считаются за невыполнение заданий, но и для всего мирового сообщества. За свои заказные встречи, особые постановления, и особенно, за то, что ему дозволено выходить с уникальными позициями. Несмотря на этот не очень утомительный потенциал, и особенно, он не готов потерять потенциал. Фильм привлекает своей не только высокой качество производства, но и благодаря своей особому углублению, о котором замечают не только высокие чиновники правительства, но и в особенно несогласных сообществах общества.
В заключение хочу сказать, что фильм – это не просто произведение искусства, а событие, которое останется в памяти надолго. Он заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что важно для человека, о том, как важно стремиться к истине, как важно сохранять человеческое лицо в мирной борьбе. Я наполнен благодарностью режиссеру за то, что он показал России ее гения, за то, что он дал возможность по-новому познать эту великую личность. Рекомендовано к просмотру всем желающим углубить свое понимание русской культуры и литературы.
**Федор Михайлович Достоевский: Между Гением и Тенью**
Федор Михайлович Достоевский – фигура, чья значимость для эволюции культурного и духовного ландшафта России, а также многих других стран, представляется поистине колоссальной. Однако, даже при всей величине его литературного наследия, его интеллектуальный дар, проницательность психолога и, по сути, пророческие способности, затмевают все остальное. Увлекательные попытки кинематографистов экранизировать отрывки из его биографии, безусловно, заслуживают внимания, хотя и вызывают определенные опасения относительно возможного упрощения сложной и противоречивой личности писателя. Идея, лежащая в основе фильма, представляется весьма уместной, а подборка актеров – солидной. В целом, картина оставляет впечатление, порой весьма глубокое, и даже, не без некоторой иронии, вызывает ощущение восхищения. Тем не менее, не могу не выразить ряд острых замечаний, прежде чем перейти к рассмотрению основных достоинств этого кинематографического проекта.
Переходя к сути вопроса, можно опустить детальное перечисление всех недостатков, поскольку, вероятно, многие из них не имели бы существенного значения, если бы название фильма было иным. Многие, пожалуй, разделят мнение о том, что от многосерийного кино с лаконичным названием «Достоевский» ожидается более всестороннее и глубокое исследование личности этого мудреца, мыслителя и религиозного философа. Нам, как поклонникам его творчества, хотелось бы не просто «увидеть» его путь, но и попытаться проникнуть в самые глубины его гениального сознания, заглянув, словно в подсознание, и наблюдая с благоговением за рождение его шедевров. Во всяком случае, я полагаю, что именно это и привлекает зрителя, стремящегося к духовному познанию. Но, к сожалению, в картине показано лишь малая доля ожидаемого.
Авторы, по-видимому, концентрируют свое внимание на Достоевском как на мужчину, на человека, обладающего определёнными жизненными обстоятельствами, на его человеческую сущность, чем на его роль мыслителя и писателя. Безусловно, нездоровое увлечение азартными играми, а также сложная, трагическая любовная драма Федора Михайловича, безусловно, представляют собой интересные грани его биографии. Однако, возможно ли, не ущемляя столь незаурядную личность, ограничиться лишь этими аспектами? Предположим, что это допустимо. В таком случае, уместнее было бы подойти к названию фильма с другой стороны, назвав его, например, «Любовь и страсть Достоевского» или как-то в подобном ключе. Это, безусловно, могло бы привлечь внимание более широкой аудитории. Для тех, кто предпочитает интимные подробности жизни знаменитостей, подобное название звучало бы гораздо более заманчиво.
Однако, нам, как поклонникам его творчества, куда интереснее была бы полная и глубокая картина, позволяющая увидеть отголоски его гения в его творчестве. В результате, отдельные, поверхностно ознакомившиеся с жизнью Достоевского кинематографисты представили нам образ, вызывающий невольные вопросы: «Неужели он действительно вел себя так отвратительно?!». Вопросы звучали, даже с нотками легкой обиды: «Куда скатился тот, которого мы так почитали?!» В итоге, его обвиняли в прелюбодеянии, в эксплуатации финансовой помощи брата, в регулярных посещениях казино, в проигрышах и других аморальных поступках. В целом, его представляли как «негодяя», не принимая во внимание, что человек, страдающий эпилепсией (что подтверждается медицинскими данными того времени), склонен к нестабильной психике и, соответственно, к подобным соблазнам.
Несмотря на это, Достоевский, по общему мнению, оказался способным побороть собственную страсть, завоевать свободу и добиться духовного просветления – что, безусловно, заслуживает глубокого уважения. В фильме, однако, он изображен таким образом, что лишь преданные поклонники писателя, знакомые со всем его творчеством, смогут усмотреть за всеми пластами непристойного поведения его гений и духовную сущность. Возможно, создатели фильма рассчитывали именно на эту категорию зрителей? Полагаю, что нет. Широко известно, что бесконечные интриги, азарт и развлечения для многих гораздо привлекательнее, чем серьезные размышления о философии, формировании религиозного самосознания и, в целом, о судьбе человека.
Оставим в стороне критику. Ведь все это становится вторичным при наблюдении за исполнением Евгения Миронова. Я, по правде говоря, опасалась, что снова увижу воспроизведение некогда потрясающе сыгранной роли князя Мышкина. Мне крайне не хотелось, чтобы это произошло, и я извиняюсь перед Евгением Мироновым. Как же могли угнездиться в моей душе хоть секундные сомнения! Выдающийся актер – в который раз – покорил мое сердце и привнес в него восторг от профессионализма, с которым он изобразил близкий мне образ. Большинство зрителей, по-видимому, не понимало, что случилось с речью Миронова? Ему ли она принадлежала? Или его голос подвергся компьютерной обработке? Нет, все не так.
Дело в том, что Миронов был осведомлен о необычном голосе Достоевского. А потому актер решил воссоздать его, говорил им так, словно у него никогда и не было другого голоса. Потом, Миронов до сих пор в казино не заходил. Но кто поверит в это, когда будет наблюдать на страдания его Достоевского у игрального стола? Эпизод, который посвящен рулетке, я еле досмотрела. В буквальном смысле слова я себя едва не сдерживала, чтобы не кинуться по ту сторону экрана и своими руками не оттащить «Федора Михайловича» от стола. Мне все думалось, что происходящее реально и совершается здесь и сейчас, прямо передо мной. И что я непременно должна что-то предпринять. Это результат талантливой игры актера.
Благодаря игре Миронова, можно не обращать внимания на отдельные недостатки картины. Евгений, огромное вам спасибо за доставленное наслаждение! Мне остается грустить лишь по поводу того, что вам не удалось раскрыть перед зрителями все безграничные грани вашего мастерства. Я с удовольствием пересмотрю фильм, которому для себя в уме, потихоньку дам новое название.
В последнее время все чаще возникают сомнения: действительно ли в современном кинематографе сохранилось место для по-настоящему глубоких и значимых сериалов, особенно тех, что отличаются лаконичностью и камерностью повествования. Я, честно признаюсь, ощущаю некоторую озабоченность, наблюдая за обилием короткометражных проектов, предлагаемых зрителям. Раньше, когда мне попадались малосерийные сериалы, я почти всегда испытывал разочарование. Это не было вызвано стремлением рационально использовать каждую минуту своего свободного времени, убеждая себя в том, что сериалы, по сути, являются своего рода временным расходом, а скорее – осознанием того, что мне не хватает масштабных, многосерийных телешоу, способных увлечь на долгие недели. Возможно, мои требования к качеству и содержанию слишком высоки.
Однако, среди этого потока, заслуженно выделяется сериал Владимира Хотиненко “Достоевский”, представляющий собой истинное исключение из правил. Ожидание выхода этого проекта растянулось на продолжительное время – период, который сам по себе часто оказывается куда более ценным, чем непосредственный просмотр. И, к счастью, мои ожидания полностью оправдались. Причин для восторга, на самом деле, несколько. Прежде всего, я испытываю искренний интерес к творчеству Фёдора Достоевского, хотя и не являюсь его бесспорным поклонником. Я прочел практически все его произведения, многие из которых, безусловно, оставили глубокий след в моей душе.
Во-вторых, нельзя не отметить выдающуюся игру Евгения Миронова, воплотившего на экране столь сложного и противоречивого персонажа. Считаю своим правом позволить себе отдельное восхищение – это действительно мастерское перевоплощение, в котором сокрыто множество нюансов. За последнее время, к сожалению, мы стали свидетелями того, как даже бесталенным актерам, практически без видимых заслуг, присуждаются звания "Народного", а каждый третьего, кажется, мгновенно возносят до статуса гения. Подобная тенденция вызывает у меня обоснованную долю скептицизма. Припомнится мне, что актерское мастерство редко пробивается на свет сразу; зачастую, оно требует времени, постепенного развития и накопления опыта. Вспомнилась мне, кстати, цитата из старинного советского фильма, которую, по-видимому, еще не забыли: "Главное – это вживаться, вживаться". И Евгений Миронов, безусловно, вжился в роль, вжился в нее совершенно неотразимо, без всяких оговорок и нюансов. Невольно возникает вопрос: сколько же времени и сил он, возможно, потратил на подготовку к этой роли?
Схожей позицией, на мой взгляд, придерживаются и в отношении Евгения Витальевича, который, несомненно, представляет собой одного из тех редких актеров, признанных на нашем отечестве как выдающийся деятель искусства. Не знаю, как выразить словами все свои впечатления от его игры, однако я могу с уверенностью сказать, что он безупречно вжился в роль. Интересно было бы узнать, какие усилия он приложил для подготовки к этому мастерству, как долго он работал над воплощением персонажа.
И, наконец, хочу поделиться своими мыслями относительно восприятия исторических экранизаций. Как правило, в критике этих фильмов звучат весьма убедительные замечания о некоторой неточности, о разрыве с оригинальными источниками, о выдуманных событиях и нереалистичности костюмов. Лично я, напротив, предпочитаю смотреть на подобные проекты, доверяя, прежде всего, общему впечатлению, не вдаваясь в мельчайшие детали. Если рассматривать “Достоевского” в этом ключе, то можно с уверенностью сказать, что он удался на все сто процентов, поскольку я, несмотря на то, что ТВ практически не является частью моей жизни, практически не отрываясь следил за его трансляцией. В “Достоевском” моментально погружаешься в атмосферу, в которой жил и работал великий писатель – в атмосферу напряженного интеллектуального поиска, в атмосферу глубокой человечности. И, безусловно, хочу выразить искреннюю благодарность авторам, которые подарили нам это великолепное произведение!
Сериал – истинное торжество биографической драмы, с которым невозможно не сопереживать. И, безусловно, стоит отметить феноменальную игру Евгения Миронова, сумевшего воплотить на экране столь сложную и противоречивую фигуру. Наблюдать за его воплощением жизни великого писателя, за тончайшими нюансами его замысловатой, многогранной личности, – это настоящее пиршество для ума и чувств. Браво! Евгений Миронов, несомненно, представляет собой ярчайшее явление в современном российском кинематографе, демонстрируя поразительное мастерство и глубину актерского дарования.
При всей моей искренней симпатии к творчеству Федора Михайловича Достоевского, я признаю, что его жизнь, отмеченная, как ни парадоксально, одновременно и исключительной вовлеченностью, и разрушительной игрой с зависимостями, и борьбой с незримыми демонами, вызывает во мне сложное, зачастую противоречивое отношение. Его философские взгляды, пронизанные религиозным экзистенциализмом, не находят, к сожалению, прямой отклик в моей душе. Однако, я стараюсь корректно отделять мух от котлет, осознавая, что его творчество обладает уникальной, неповторимой ценностью.
Именно в этой специфической, своеобразной “шизоидной педантичности” в отношении к деталям, в откровенном и беспощадном описании сокрытых мыслей, скрытых пороков, в неподражаемой, почти гротескной, привлекательности мира, охватывающего как низовые слои общества, так и высшие круги аристократии, заключается истинная гениальность Достоевского. Нельзя не восхищаться его способностью обнажать самые потаенные уголки человеческой души, показывая ее темные и светлые стороны одновременно.
Исполнение Евгением Мироновым стихотворения Александра Пушкина “Пророк” – это, пожалуй, самая мощная и трогательная сцена всего сериала. Эта проникновенная декламация, наполненная глубиной и драматизмом, прозвучала в моей душе, словно вырванная из самой ткани бытия, заставила меня задуматься о вечных вопросах человеческого существования. Миронов сумел не просто прочитать стихотворение, он прожил его, передав всю трагичность и величие поэзии Пушкина.
Фильм, безусловно, позволяет увидеть в образе Достоевского не только писателя, но и сложного, противоречивого человека, подверженного зависимостям, одержимого идеей, готового ради своих замыслов пожертвовать самыми близкими и дорогими людьми. И, признаться, в некоторых эпизодах, особенно в его поведении, я обнаруживаю зыбкую, но вполне узнаваемую черту, характерную для некоторых людей, которых я знаю – для тех, кто, будучи гонимым идеей, способен действовать, зачастую, не учитывая последствий и жертвуя тем, что ему дорого. Наверное, поэтому, так многие зрители, глядя на происходящее, увидят в этом описании отражение каких-то своих знакомых, усвоив урок осторожности в отношении людей, одержимых идеей, не признающих никаких рамок. Герои его произведений, во многом благодаря этим эпизодическим персонажам, отрывочным диалогам, реалистично воссозданным жизненным ситуациям, оживают перед экраном, способные вызывать ощущение неразрывной связи с миром Достоевского.