
7.10
25980
6.90
26000
Сериал Дюна онлайн
Dune
Актеры:
Уильям Хёрт, Алек Ньюман, Саския Ривз, П.Х. Мориарти, Иэн МакНис, Мэтт Кислар, Ласло И. Киш, Джанкарло Джаннини, Джули Кокс, Уве Оксенкнехт
Режисер:
Джон Харрисон
Жанр:
приключения, фантастические, фэнтези, драмы
Страна:
США, Германия, Канада, Италия
Вышел:
2000
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 3
(19.07.2010)
В глубинах хронологии, затянутых пеленой тысячелетий, разворачивается повествование, пропитанное тайнами и опасностями. Картина погружает зрителя в перспективу отдаленного будущего, где человечество трансформировало свою жизнь под неумолимым влиянием одного, но крайне значимого вещества – Специи. Этот драгоценный ресурс, обладающий колоссальной силой, добывается исключительно на бесплодной, но поразительной по красоте планете, известной под кодовым названием Дюна.
Дюна, словно арена для грандиозного исторического спектакля, становится местом ожесточенной борьбы за власть. В центре этой борьбы – семья Харконнен, некогда обладающая неоспоримым могуществом, но вынужденная уступить свое положение вследствие решения, принятого безжалостным императором Коррино. Передача власти, как неминуемый ход истории, переходит к потомкам семьи Атрейдис, чье появление предвещает новые, непредсказуемые перемены.
Эти две династии, связанные давними обидами и непомерным враждебным отношением, представляют собой воплощение цинизма и жестокости, постоянно подпитывая в себе новые мотивы для противостояния. В результате серии дерзких и насильственных нападений, совершаемых Харконнами на семью Атрейдис, практически вся её братия падает в бою, оставив в живых лишь юную Джессику и её сына, молодого Пола Атрейдиса – невинного, но обладающего врожденным потенциалом.
Постепенно, осознавая растущую угрозу и непредсказуемость ситуации, семья Атрейдис принимает решение искать убежища у фременов – венечного народа Дюны, уникальной и свободной общины, чья жизнь неразрывно связана с планетой. Этот шаг становится поворотным моментом в их судьбе, и вскоре имя Пола Атрейдиса начинает звучать как предзнаменование, как пророчество о грядущем лидере, призванном восстановить гармонию в мире, разрушенном столетиями борьбы и раздоров. В его глазах – отражение древних знаний и стремление к справедливости, а в сердце – искра надежды, готовая разгореться в пламя, способное изменить ход истории. Слова умалчиваются, тайны шепчут о великом предназначении, выкованном под пылью тысячелетий, и о том, что на бреющем крае катастрофы, судьба человечества может зависеть от выбора, сделанного юным Атрейдисом на бескрайних просторах Дюны.
Рецензии
В основе всего сущего лежит Слово, и в частности, Слово, породившее «Дюну». Этот роман Фрэнка Герберта, безусловно, заслуживающий звания одного из самых выдающихся произведений научной фантастики, стал источником формирования целой вселенной, наполненной сложными законами, запоминающимися персонажами и захватывающей историей. Оно вдохновило множество авторов на создание своих собственных шедевров; одним из ярких примеров служит творчество Джорджа Лукаса, создавшего мир «Звездных войн», в котором, как видно, находились прямые отсылки к «Дюне», включая некое перенесение ключевых элементов в его произведение. Уже первые главы романа обволакивают воображение, вызывая желание не просто представить происходящее в собственной голове, но и увидеть его на большом экране, в формате кинематографического зрелища. «Дюна» открыто просит: «Экранизируйте меня, создайте фильм!»
И эта просьба была услышана.
Первым, кто осмелился воплотить этот роман на экране, стал Дэвид Линч. Его интерпретация «Дюны» стала поворотным моментом, ознаменовавшим начало дискуссии о том, насколько удачно удалось передать дух и глубину произведения, в какой степени фильм соответствует книге и насколько верны образы героев на экране по отношению к их книжным прототипам. Однако, несомненно, значение этой экранизации для мировой научной фантастики, для зрителей и для творцов, которые пришли и продолжат приходить к Линчу, является неоспоримым. В этом отношении не менее достойным последователем, продолжателем его дела, выступает Джон Харрисон.
Его версия – это достопочтенная, для своего времени, экранизация. Харрисон смог сохранить основную линию повествования, ощутимую целостность сюжета, добиться раскрытия характеров персонажей, показать их изменчивость в течение повествования, раскрыть их взаимоотношения, переживания и чувства. Он мастерски передал и саму вселенную «Дюны», и цепь написанных в книге событий, и внутренний мир ее персонажей. Если мы представляем Арракис как сухую пустыню, то это обширная, бесплодная земля, подверженная пыльным бурям, обжигающему жару в дни и пронизывающей ночью, то Каладан – это влажный мир, с дождевыми океанами и зелеными континентами, а Гиеди Прайм – это мрачная, вечно окутанная смогом, бетонная пустыня, где экологическая катастрофа является постоянным спутником жизни. При взгляде на мир, созданный Харрисоном, картина перед нами будет в значительной степени совпадать с тем, что показано в фильме. Увеличинные хайлайнеры, величественные орнитоптеры, стреляющие пулеметы, отрубающие плоть, ядерные заряды, разрушающие горы, – все это находит свое отражение в фильме, создавая впечатление погружения в реалистичный мир будущего.
Но, несомненно, поразило внимание зрителей не только визуальное воплощение мира «Дюны», но и образы ее персонажей. Харрисон смог представить героев не как статичных, предсказуемых действующих лиц, а как живых людей, обладающих чувствами, переживаниями, желаниями и страхами. Перед зрителем предстают люди, которые любят и ненавидят, радуются и плачут, рождаются и умирают, – все это в рамках истории, в которой они предстают с учетом их обстоятельств и предыдущих действий. Их мотивации, их мысли, их причины совершения конкретных поступков раскрыты до такой степени, что позволяет зрителям не только следить за развитием событий, но и ощущать сопереживание героям, воспринимая их как живых людей.
Дэвид Линч не стремился утверждать, что его версия «Дюны» лучше или хуже, чем работа Харрисона – он просто предложил свою интерпретацию, в которой он пожертвовал, в некоторой степени, целостностью сюжета, детальной проработкой и полным соответствием первоисточнику, в пользу раскрытия мистических и философских аспектов романа. Харрисон, напротив, сохранил непрерывность повествования, многие детали и, главное, сумел представить героев живыми, располагающими к сопереживанию людьми. Однако, в интерпретации Харрисона, раскрытие мистического и духовного аспектов романа было довольно поверхностным. Если бы меня попросили порекомендовать одну из экранизаций, я бы без колебаний посоветовал обе – обе они заслуживают внимания.
Что касается зрелищности, то каждая версия для своего времени является достойным произведением. В сериале воспринимается достаточно естественная картинка, однако бросается в глаза искусственность некоторых сцен, нарисованных на компьютере, – например, прыжок хайлайнера с орбиты Каладана. Есть и другие моменты, где эффекты выполнены не совсем удачно – например, дым над Арракином после финального боя. Графика Шаи-Хулуда и техники довольно хороша, но к животным и к обстановке ситейтов есть вопросы. Наиболее яркий просчет в плане эффектов и графики – это глаза ибада. Книга описывает, что при постоянном употреблении больших количеств спайса глаза человека, белки и радужка, принимают ровный синий цвет, слабо светящиеся в темноте, причем синева тем глубже, чем больше концентрация спайса в организме. В экранизации, предложенной Харрисоном, синими были только радужки, но на протяжении всего фильма у обладателей глаз ибада синева не пропадала, как и люминесцентные свойства. В сериале спайсовые глаза вроде бы и соответствуют глазам ибада из книги, но даже когда обладатели глаз смотрят прямо на зрителя, нередко вид их сначала обычный, а через полсекунды уже синий. Когда синеглазые герои, как одиночно, так и коллективно, не находятся в фокусе, глаза обычного цвета почти всегда, причем нередки ситуации, когда камера фокусируется на одном персонаже из группы, его глаза, хоть и с опозданием, синеют, а глаза остальных остаются обычными. Такая же история со свечением глаз ибада в темноте.
В целом, экранизация «Дюны» Джона Харрисона – это, безусловно, достойное произведение, и, несомненно, сериал достаточно хорошо соответствует первоисточнику, что сравнимо с обстоятельным пересказом книги создателями фильма, но своими словами. Вселенная «Дюны» в сериале показана похожей на нашу, и зритель вполне естественно воспринимает ее как один из вариантов нашей Вселенной через несколько тысяч лет. Сюжет обладает целостностью, нить повествования непрерывна, ход событий естественный и подчиняется логике, нет роялей в кустах. Герои сериала, их предыстории, их мысли, эмоции, причины и мотивация тех или иных совершаемых ими действий раскрыты до уровня восприятия их как живых людей и соответствующей этому степени сопереживания. Компьютерная же графика местами выполнена достойно, а местами крайне хреново. Несмотря на недостатки, сериал стоит посмотреть. Сериал, на мой взгляд, должен понравиться как поклонникам научной фантастики и космической оперы, так и любителям сложных и динамичных сюжетов.
Творение Френка Герберта, эпическая сага «Дюна», представляет собой истинный феномен современной литературы, воистину мощный и многогранный мир, который продолжает волновать умы читателей по всему миру. Его последующие произведения, хоть и не лишены определенных достоинств, не смогли столь же полно уловить масштаб и глубину первоначального замысла, однако они, безусловно, заслуживают внимания.
Смерть Френка Герберта оставила в творчестве “Дюны” заметный пробел, и продолжения, вышедшие после его ухода, не смогли, на наш взгляд, соответствовать величию оригинала. 1984 год ознаменовался кинематографическим воплощением “Дюны” под руководством Дэвида Линча – режиссёра, чьё имя давно стало синонимом новаторства и необычного видения. Первоначальное восхищение книгой, перетекающее в интерес к экранизации, стало для меня особенно приятным открытием, ведь чувствовалось, что я прикоснулся к настоящему шедевру.
Однако, со временем, книга перестала быть просто источником удовольствия, погружая меня в сложный мир, наполненный политическими интригами, религиозными догмами и экологическими проблемами. В процессе перечитываний, я ощущал, как сила первоначального замысла не ослабевает, а, наоборот, становится еще более ощутимой. Желание увидеть знакомые события, героев и миры на экране, постепенно угасало, как и яркий свет новизны, но оставалась неистрепленная память о прочитанном. Опыт, как известно, не всегда окупает желание, и часто удовлетворение, создаваемое нашим сознанием, не соответствует реальной сути достигнутого.
Жизнь, подобно извилистой тропе, не всегда соответствует нашим ожиданиям, и часто встречается с неожиданными изъянами. Но и в этой схеме есть своеобразная красота – своеобразное свойство вещей проявлять свою уникальность, свое своеобразие. Отличные книги, неожиданно, могут не всегда соответствовать визуальному образу на экране. И часто это не просто различия в подаче, а более глубокие несовпадения в философии и в сути самого творения.
Именно поэтому, видение Дэвида Линча по «Дюне» вызывает особую оценку. Фильм не достиг совершенства в соответствии с първоиначальным сознанием Герберта. Он был отличен по своим недостаткам, отвержен по своим недочеств. Несмотря на этот факт, он заслуживает внимания, а особенно – благодарности творцам, которые внесли свой вклад в жизнь этого знаменитого творения.
Определенные критики выдвигали предположение о необходимости увеличения бюджета для улучшения качества фильма, однако, анализ истории кинематографа показывает, что множество экранизаций, обреченные на провал, были жертвами недостаточного финансирования и неадекватных замыслов. Иногда качество экранизации зависит от того, сколько "поддало себе сложностей" проект.
В конечном итоге, каждый выбирает свой путь – читать или смотреть, наслаждаться книгой или кинофильмом, а возможно, и сочетать оба вида искусства. Относительно "Дюны" мы понимаем, что научиться умению получать удовольствие от различных форм искусства – это самоценный процесс. И позвольте повторить – наслаждение - это выбор.
На бескрайних просторах времени и пространства, в созвездиях, где зарождались легенды, возникла Арракис – планета, чья судьба была неразрывно связана с величием и, одновременно, с глубочайшим пессимизмом. Она, некогда процветающая, теперь представляла собой суровый, почти немилосердный ландшафт, где золотистые пески бесконечно простирались до самого горизонта, а под ними, в недрах этой безжизненной пустыни, обитали колоссальные червяки – Ксеркс, являвшиеся не просто существами, а хранителями и, по сути, олицетворением самой Арракис. Освоенный человеком участок, представлявший собой крошечный оазис в этом безграничном море песка, стал местом ссылки для герцога Лито Атрейдеса, его супруги Джессики и юного сына Пола. Этот выбор, осуществляемый под благовидным предлогом назначения на высокую государственную должность, на самом деле был продиктован лишь необходимостью изгнания, далекого от привычного комфорта и безопасности.
Однако, начавшийся на Арракис период относительного благополучия, омрачился трагическими событиями. Вскоре, Дом Атрейдеса столкнулся с неминуемым падением, предрешенным алчностью и безжалостностью могущественного клана Харконнеров, чьи амбиции знали предел лишь в бескрайних просторах Вселенной. Их стремительные и беспощадные действия, направленные на ликвидацию конкурента, привели к полному свержению Дома Атрейдеса с лица этой дикой и неприступной планеты. Юный Пол Атрейдес, прозванный местными жителями Муад`Дибом – именем, означавшим «Воитель», в конечном итоге, воодушевленный духом сопротивления, стал лидером порабощенного народа, вступая на путь, ведущий к воплощению самой идеи мессии. Его преемство продолжилось, и в последующие эпохи, он был наречен еще и Квисатц Хадерахом – «Дыхание Вселенной», подчеркивающим его уникальную связь с судьбой Арракис.
Попытки экранизировать монументальный роман Фрэнка Герберта «Дюна» всегда являлись поставленной перед кинематографистами задачей, требующей невероятного мастерства и глубокого понимания замысла автора. Первая попытка, осуществленная в 1984 году под руководством Дэвида Линча, в итоге оказалась лишь отдаленной от первоисточника, превратившись в яркий, но совершенно неадекватный «галопом по Европам», лишенный сути и трагизма оригинальной истории. Последующие три серии, созданные с участием Джона Харрисона, продемонстрировали более пристальное внимание к тексту Герберта, хотя и не были лишены своих собственных интерпретаций.
Значительным достижением в понимании сложной и многогранной личности Пола Атрейдеса стало исполнение этой роли Алексом Ньюманом. Его игра, отличающаяся тонкой проработанностью и постепенным раскрытием внутреннего мира героя, позволила зрителям увидеть эволюцию юноши, превращающегося из неуверенного в себе подростка в зрелого воина, способного не только дать отпор, но и принимать сложные решения. Добавление тумаков - невероятных, почти сверхъестественных сил – лишь усиливало драматизм происходящего, делая образ Пола еще более таинственным и мощным, а кульминацией этой трансформации стало его утверждение в роли истинного вождя и хранителя Арракис, воплощенного в полном объеме.
Этот кинематографический проект, к сожалению, не предлагает зрителям новаторских визуальных решений – некоторая скромность декораций, откровенно говоря, бросается в глаза, не обманываясь, однако, нельзя не признать колоссального, практически беспрецедентного влияния цикла "Хроники Дюны" на целое поколение геймеров, чьи сердца и умы навсегда остались прикованы к стратегической игре "Dune II: The Battle for Arrakis". И, безусловно, найдется значительная масса зрителей, для которых этот сериал станет не просто источником развлечения, а возвращением в давно любимые миры.
Центральным достоинством данной экранизации является поразительное, почти филигранное соответствие сюжету оригинальной книге, что, несомненно, вызывает искреннюю радость у всех, кто знаком с первоисточником и внимательно следил за его развитием. Как правило, адаптации часто упускают важные сюжетные линии, отклоняются от задуманного повествования или обесценивают ключевые моменты, но в данном случае это удалось избежать. Сериал сумел идеально воссоздать ту неповторимую, гнетущую атмосферу, царившую во вселенной, созданной Фрэнком Гербертом, и, смело заявляю, не будет зазорно рекомендовать его не только преданным поклонникам "Дюны", но и всем, кто интересуется жанром научной фантастики в целом.
Нельзя не отметить и те глубокие взаимосвязи, которые возникли между "Дюной" и вселенной Warhammer – вокруг этой истории действительно "растут корни", предлагая зрителям богатую почву для размышлений, поиска параллелей и углубленного анализа. Просматривая этот сериал, вы почувствуваете себя не просто наблюдателем, а участником сложной, многогранной игры, где каждый поворот сюжета, каждая деталь мира, пронизана духом приключений и исследования. Надеюсь, этот проект подарит вам незабываемые впечатления и откроет новые горизонты в вашем понимании научной фантастики.
Искусство адаптации литературных произведений часто сопряжено с неразрывным диалогом между первоисточником и кинематографическим воплощением. В данном случае, экранизация романа “Дюны” представляет собой, безусловно, достойный пример, демонстрирующий значительную близость к исходному тексту, хотя и содержащий некоторые, впрочем, незначительные отклонения, которые не влекут за собой ощутимых изменений в повествовании. Полностью следует за духом книги, безусловно, было бы нереально – подобная абсолютная слепота к творческим возможностям фильма представляется невозможной.
Откровенно говоря, бюджет, выделенный на производство этой картины, оставил заметный след на визуальном ряде. Декорации, несмотря на их стремление к реалистичности, кажутся несколько блеклыми, а песок, призванный символизировать обширные пустынные просторы Арракиса, не вполне убедителен в своей текстуре, демонстрируя скорее эффект дорогой ткани, чем природный элемент. Однако, стоит отметить, что создатели фильма проявили значительную изобретательность и мастерство, умело выжали максимум из доступных ресурсов. Графика, безусловно, соответствует современным стандартам и создает впечатляющую, детализированную картину, а, особенно, компьютерная анимация, изображающая червей, вызывают неподдельный трепет и ощущение присущей им опасности – существ, воплощающих фундаментальные законы вселенной “Дюны”.
Но, пожалуй, самым выдающимся аспектом этой экранизации является ее глубокое и тонкое понимание политической структуры, лежащей в основе сюжета. В "Дюнах" именно политические интриги, плетущиеся сети власти и, как следствие, манипуляции, корысть, цинизм, предательства и даже, в конечном итоге, ненависть, являются движущей силой всех событий. Фильм мастерски демонстрирует эти механизмы, показывая, как страх, амбиции и жажда власти способны привести к катастрофическим последствиям. Появление элементов религиозной и любовной составляющей в дальнейшем повествовании воспринимается как закономерное, хотя и несколько затянутое, развитие сюжета, служащее лишь для усиления драматизма и углубления психологической глубины персонажей.
В заключение, “Дюна” – это, несомненно, увлекательный и перспективный фильм, предлагающий зрителю богатый визуальный опыт и интеллектуальное размышление. Несмотря на определенные ограничения, связанные с ограниченным бюджетом, создатели смогли создать зрелищную и захватывающую историю, которая заслуживает внимания и, возможно, станет отправной точкой для более глубокого изучения вселенной “Дюны”. Фильм, безусловно, представляет собой достойную экранизацию литературного шедевра и оставляет после себя послевкусие размышлений о природе власти, человеческой наклонности и вечных конфликтах, в которых участвует, по сути, вся галактика.