
7.47
9141
6.80
90
Сериал Казус Кукоцкого онлайн
Актеры:
Юрий Цурило, Елена Дробышева, Илья Любимов, Армен Джигарханян, Чулпан Хаматова, Мария Кузнецова, Лариса Лужина, Анастасия Мельникова, Людмила Полякова, Раиса Рязанова
Режисер:
Юрий Грымов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12
(04.11.2012)
В сердце драматичного телефильма, словно гроздья винограда, сосредоточены переплетения судеб, отражающие неразрывную связь между человеком и исторической волей народа, между личным выбором и траекторией государственного развития. Разворачиваясь на фоне бурных событий середины и завершения XX века, повествование охватывает широкий спектр социально значимых явлений, запечатленных в памяти эпохи. Мы видим ожесточённое преследование женщин за нарушение закона, касающегося абортов, и, как следствие, уничтожение ценных генетических исследований, а также бесчисленные случаи задержаний и заключений в лагерных системах. На фоне трагической смерти Сталина, последовавшей за ним затухающей, но все еще ощутимой, власти Хрущева, мы наблюдаем взрывную эйфорию шестидесятых, роскошную жизнь столичной элиты, пропитанную звуками джаза, и, в целом, сложный, противоречивый период, полный надежд и разочарований.
В центре повествования – Павел Алексеевич Кукоцкий, выдающийся гинеколог своего времени, чья жизнь, словно сложная и запутанная композиция, выстраивается вокруг глубокого морального кризиса, возникшего в 1936 году. Он, с непоколебимой верой, занимался разработкой инновационного проекта, призванного бороться с незаконными абортами и, в конечном счете, стремлением к отмене тогдашнего запрета. Однако, даже спустя десятилетия, вопрос о “естественности” прерывания беременности остается предметом ожесточенных споров и не поддается однозначному объяснению. Для одних это – единственный способ спасти бедную женщину от страданий, для других – тяжкий грех, уничтожающий невинную жизнь. Именно это противоречие определяет восприятие Кукоцкого как его ближайшим окружением. В кино, как и в литературе, сюжет не ограничивается лишь судьбой одного человека, он многослоен и охватывает множество перспектив.
Не менее значимой является история его супруги, Елены, женщину, чья память, подобно скалистой пустыне, оказалась утраченной. Её жизнь, окутанная тайной, связана с неожиданным наследством, доставшимся из далекого Буэнос-Айреса, с тяжелой и болезненной историей становления их дочери, пронизанной драматическими событиями и эротическими переживаниями, и, что особенно странно, с трагической связью с еврейскими близнецами, чья судьба оказалась предопределена одной лишь неудача. Параллельно с этим развивается линия персонажа, олицетворяющего собой мрачную и непредсказуемую силу – психопата, чье появление в их жизни стало воплощением хаоса и разрушения. Однако, в эпицентре повествования – не только судьба Кукоцкого и его семьи, но и их встреча с фигурами утонченных любителей “черной” музыки – авангардистов, чьи взгляды на мир казались настолько радикальными, что бросали вызов устоявшимся нормам. И, что добавляет фильму особую, почти мистическую окраску, - линия, касающаяся опыта существования после смерти, позволяющая зрителю заглянуть в мир забвения и поиска ответов на вечные вопросы.
Рецензии
Сериал, основанный на бессмертном романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», справедливо заслуженно занимает особое место в пантеоне выдающихся кинематографических достижений, демонстрируя поразительное сочетание художественной ценности и мастерства исполнения. Встреча с этим произведением, написанным гением Улицкой, выявила в моей душе четкое представление о сущности персонажей, что, в свою очередь, и объясняет мою длительную задержку с просмотром экранизации, омраченную опасениями по поводу возможного разочарования. Однако, едва начавшись, эта адаптация завладевает вниманием зрителя, оказывая на него завораживающее воздействие, не позволяя оторваться от экрана, погружаясь в сложную и многогранную историю.
Сердцем этой экранизации, несомненно, являются актеры, чья работа достигает высочайшего уровня мастерства. Свод актеров представляет собой поистине редкое явление – удивительное совпадение визуального воплощения литературных персонажей, что, само по себе, уже является впечатляющим достижением. Безусловно, нельзя представить себе образ Танечки, этой неукротимой и свободолюбивой девушки, без неповторимого, искрящегося таланта Чулпан Хаматовой, чья игра буквально пронизана духом непокорности и жаждой жизни. Не менее убедительна и ее мать, Елена, изображенная Дробышевской. Эта актриса великолепно сумела передать всю глубину страданий героини, ее болезненное состояние, вызванное Альцгейнером, демонстрируя как юную, полную жизни и любви Елену, так и ее деформированное, поглощенное прошлым "я". Никто не смог бы столь тонко и достоверно изобразить Павла Алексеевича, товарища Кукоцкого, как Юрий Цурило, создавая образ, столь близкий к оригинальному тексту, что зачастую ощущается как будто бы непосредственное перенесение книги на экран. Особенно поразительно, с какой глубиной и психологической точностью Цурило передал сложные и противоречивые мотивы своего героя. Мария Кузнецова, воплощенная в образе Василисы, также выдержала испытание, идеально соответствуя своей литературной прототипу. Создатели фильма проявили тончайшее понимание атмосферы романа, тщательно воспроизвели нюансы повествования Улицкой, не упуская ни одной детали.
Сюжетные изменения, неизбежные при адаптации романа, в данном случае, не оказывают существенного негативного влияния на общее впечатление от фильма. История развивается гармонично, с сохранением ключевых событий и тем. В частности, поразительно то, как мастерски раскрывается внутренний мир Елены, ее бесконечные путешествия в лабиринтах собственного сознания, ее диалоги с близкими людьми, полные глубоких философских размышлений. Нельзя не отметить, что сцены, затянутые, конечно, но присутствующие в фильме, играют критически важную роль в раскрытии сложной психологии персонажей. Подобное внимание к деталям, к символизму, к сложным вопросам морали и этики, которыми пронизан роман Улицкой, создает ощущение погружения в глубины человеческой души.
Особое внимание привлекают аспекты, касающиеся жизненного пути Танечки, чья судьба, на первый взгляд, может показаться простой, но при ближайшем рассмотрении открывает перед зрителем печальную и трогательную историю. Смириться с тем, что жизненный путь Танечки, несмотря на свою короткую продолжительность, во многом повторяет путь ее матери, нельзя, осознавая ее удел. Встретившаяся на пути Танечки потеря, смерть в роддоме, неудивительно, когда подумаешь о сложной и противоречивой судьбе Елены, является печальным символом нереализованных надежд и несбывшихся мечтаний.
Фильм поднимает актуальные проблемы, которые, к сожалению, до сих пор не потеряли своей значимости – легализацию абортов, вопросы генетики, роль воли и свободы выбора, семейные конфликты, поиск своего пути в жизни. Сцены, демонстрирующие сложные взаимоотношения между людьми, глубину их страхов и надежд, являются зеркалом нашей собственной жизни. Важно отметить, что фильм, своим вниманием к историческим событиям, позволяет зрителю увидеть эпоху 40-х – 80-х годов изнутри, осознать трагические последствия войны, кончина Сталина, и другие важные события, оказавшиесялошальным импульсом для развития человеческой мысли.
В основе всего, конечно, лежит главная идея романа и фильма – казус Павла Алексеевича. Что же означала эта загадочная, неразрешимая проблема? Я считаю, что его жизнь, полная борьбы, усилий и разочарований, не принесла счастья Елене и Танечке. Он так и не смог "ослободить" главных женщин в своей жизни, не сумел дать им счастье и покой, что неоднозначно отражено в трагической судьбе Танечки, а Елена, затерявшись в лабиринтах своего сознания, стала угнетаемой, неуравновешенной, забыв о своей мечте.
В итоге, "Казус Кукоцкого", как самостоятельное произведение кинематографа, так и как экранизация романа Людмилы Улицкой, представляется удачной, завораживающей и глубокой повествованием. Оставивший после просмотра восторг, небольшую печаль и полное вовлечение в атмосферу фильма, я уверен, смогу пересматривать этот фильм вновь и вновь, открывая для себя новые грани его многогранности.
Этот телесериал, основанный на романе Людмилы Улицкой и воплощенный в жизнь Юрием Грымовым, представляет собой поразительно глубокое и многогранное произведение, которое, на мой взгляд, обладает исключительной актуальностью и заслуженным интересом широкой аудитории. Неизбежно возникающий спор о превосходстве книги над экранизацией, по моему мнению, – лишь незначительная деталь, поскольку оба воплощения, безусловно, обладают своим неповторимым шармом. Я, лично, считаю роман шедевром, удостоенным престижной Букеровской премии, а режиссёр достойно сумел передать ключевые моменты и атмосферу оригинального произведения.
Центральным персонажем повествования является Павел Алексеевич Кукоцкий – выдающийся гинеколог своего времени, чья жизнь, охватывающая период с 40-х и 80-х годов прошлого века, становится траекторией, пронизанной ключевыми событиями советской эпохи. Мы видим, как трансформировался советский уклад жизни, сталкиваясь с такими противоречивыми явлениями, как уголовная ответственность за аборты, трагические похороны Сталина, расцвет джаза в Москве, формирование Московской богемы, а также, разумеется, подпольную деятельность, связанную с практикой, запрещенной в 1936 году.
Сериал, несомненно, рассчитан на зрителей, знакомых с тонкостями медицинской практики, осознающих сложность этических дилемм, связанных с вопросами жизни и смерти, и, что особенно важно, прошедших через личный опыт существования в Советском Союзе, ощутивших на себе всю палитру его противоречий.
Актерская игра заслуживает особого внимания, в особенности, поразительна Елена Дробышева, чья интерпретация роли сумела полностью передать всю глубину и драматизм персонажа.
Повествование мастерски демонстрирует многогранность медицинской темы, поднимая вопросы, затрагивающие границы живого и мертвого, ставя перед зрителем задачу самостоятельно определить свою "красную линию". Мы видим, как этическая дилемма выбора, обусловленного необходимостью спасти жизнь, может породить парадоксальные ситуации, когда "узаконенное детоубийство" может, на самом деле, привести к сохранению невинной жизни. Сериал убедительно показывает беззащитность женщин в различных жизненных ситуациях, где их выбор, хоть и ограничен, является их правом, полагают ответственность перед своей совестью, перед Богом, и перед нерожденным ребенком – воплощением чистоты и потенциала. В этом, пожалуй, самом важно – не существует однозначного и универсального решения.
На протяжении всего повествования зритель становится свидетелем трогательной истории любви Павла Алексеевича и его жены. Эта история, пронизанная радостями и горестями, подкреплена поразительной фразой: «в любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют» – и, как оказывается, это столь же верно и в реальности.
С другой стороны, судьба жены главного героя, страдающей от эпизодических потерь памяти, вызывает глубокую печаль и сопереживание.
Сериал убедительно воссоздает различные эпохи Советского Союза, включая период правления Сталина – потребительную и чувствительную тему, требующую особой деликатности и понимания.
Особого внимания заслуживает трагическая история Танечки – неординарной девушки, ищущей себя, влюбленной в большую любовь, стремящейся к свободной жизни. Ее характер, ее поиски, ее непредсказуемость – все это создает уникальный и запоминающийся образ.
Также заслуживает внимания персонаж Василисы – девушка, воплощающая в себе запуганность, развитую в рамках и шаблонах советской действительности, знающую, как правильно и как следует поступать, оперирующая закрепленными представлениями о мире.
Несмотря на достоинства, в сериале есть и некоторые моменты, которые не вызвали у меня особого энтузиазма. На мой взгляд, чрезмерное увлечение мистическими и потусторонними элементами, с их затянутостью и некоторой неопределенностью, вмешало в повествование и отвлекало от сути. Тем не менее, я считаю, что мое личное мнение, как и все остальные, является относительным и, возможно, кто-то другой увидит все в совершенно ином свете.
Этот сериал, без сомнения, заслуживает признания в числе самых выдающихся отечественных проектов, однако обозначить его таким категоричным образом, полагаясь исключительно на превосходство, не представляется уместным и, смело скажу, не соответствует глубине анализа. Слово “картина”, давно выходящее из обихода, иронически относящегося к кинематографу современности, а уж тем более к столь динамичной и переменчивой сфере, как телевидение, используется здесь лишь в качестве редкого, почти поэтического, приёма. Тем не менее, неповторимый, ярко выраженный почерк Юрия Грымова, несмотря на внушительное количество эпизодов, остается настолько узнаваемым и отчетливым, что его невозможно спутать с кем-либо. В условиях ежегодного потока мини-сериалов, многие из которых, увы, обречены на забвение, не успев дойти до завершения, а некоторые – доступны лишь для редкого, спонтанного просмотра, служившего в основном для заполнения рекламных интервалов, "Казус Кукоцкого" представляет собой исключительную редкость.
Он обладает той неповторимой ценностью, которая предполагает многократное, не отвлеченное восприятие. Это, несомненно, сокровище для души, для ума и, конечно, для восприятия визуальной эстетики. Многие кинопроизведения, увы, быстро исчезают из памяти, а некоторые уже давно забыты, однако эта работа, без сомнения, оставит глубокий и заметный след в истории современного кинематографа. И, возможно, главной движущей силой его успеха является то, что само авторство произведения, воплощенное в жизнь посредством непосредственного участия создательницы, активно участвовала в формировании сценария данного сериала. Сотрудничество писателей и режиссеров – явление, встречающееся крайне редко, и этот сериал, как ни странно, демонстрирует необходимость его вовлечения в творческий процесс максимально часто.
В экранизации задействованы великолепные актеры, но, на мой взгляд, успех этого фильма обусловлен, прежде всего, вклад, внесенный автором и режиссером. Мы не просто слышим слова, произносимые действующими персонажами, и наблюдаем за разворачивающимися событиями; мы видим и то, что находится "между строк", ощущаем тончайшие нюансы психологических портретов. Однако, признаться честно, не все происходит так, как представляется на первый взгляд. Именно поэтому хочется возвращаться к нему с таким же рвением, каким мы воспринимали первоначальный попытнй перечитывания. Стремление заново открыть для себя все минимумы деталей, косвенные указания, неоднозначные интерпретации. Приходит в голову мысль посчитать количество белых кошек, живущих в доме главного героя. Задуматься о растении, посаженном в горшок, который Елена разбила – и оценить, успешно ли попадается эта чаша, или разбивается еще разом. Этот сериал – словно раскрытый том, где каждая страница, каждая деталь, заставляет задуматься и переосмыслить увиденное.