
7.69
3917
7.50
280
Сериал Легенда о Тиле онлайн
Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(20.11.2013)
Под властью Испании, чья тень омрачала ниспорские земли, царила атмосфера угнетения и отчаяния. Народ, почитаемый за свою непоколебимую волю и оптимистичный взгляд на жизнь, испытывал на себе жестокость и беспредел, и каждое поселение содрогалось от страха перед жандармериями Святой Инквизиции, чьи костры безжалостно поглощали невинных. Воцарилось ощущение несправедливости, словно сама судьба подыгрывала темным силам, нависшим над прекрасной, но страждущей землей.
В этом мрачном контексте, словно луч надежды в кромешной тьме, возникли фигуры двух выдающихся личностей – бесстрашного, дерзкого Тильда Уленшпигеля, чье имя стало синонимом отваги и непокорности, и непобедимого в своей решимости Ламма, чья неиссякаемая вера в справедливость и добро оставалась нерушимым якорем в бушующем океане бедствий. Сплотившись в братестве, они возжелали положить конец этим мучениям, восстановить утраченный мир и гармонию на родной земле, став, по сути, символами сопротивления тирании и безнадежности.
Их стремление было столь же благородным, сколь и сложным в исполнении. Для достижения этой цели, они были вынуждены участвовать в бесчисленных, зачастую смертельно опасных, предприятиях, преодолевать самые невообразимые испытания, будь то коварные засады, рискованные набеги или ожесточенные сражения. Каждый их подвиг был закалён в огне опасности, каждый шаг – продиктован не только стремлением к искуплению, но и глубокой убеждённостью в неизбежности перемен.
Фильм, воплощающий в себе дух приключенческой литературы, берет свое начало в захватывающем романе Шарля де Костера, мастерски передающем атмосферу эпохи и предлагающем зрителям погрузиться в мир, где честь, верность и отвага становятся главнейшими ценностями. Сюжет, насыщенный драматическими поворотами и захватывающими дух эпизодами, ставит перед героями непростые моральные дилеммы и заставляет задуматься о природе власти, справедливости и человеческой ответственности. "Уленшпигель и Ламм" – это не просто повествование о благородном рыцаре и преданном друге, это – эхо эпохи, размышление о вечных ценностях и напоминание о том, что даже в самые темные времена надежда может расцвести, как цветок, пробившийся сквозь камни.
Рецензии
В вечном диалоге между книгой и экранизацией, между словами автора и визуальным воплощением, кроется не только разница во восприятии, но и возможность для глубинногоминутия. Вопрос "книга лучше фильма?" – это не просто вопрос предпочтений, а отражение фундаментального процесса создания интерпретации. Читая книгу, мы не просто поглощаем историю, мы становимся со-творцами, вкладывая в происходящее собственные образы и эмоции, формируя персонажей в собственной фантазии. Мы видим главных героев, которых выбрали мы, с присущими нам качествами, и представляем себе места, которые мы, как мы, можем себе позволить увидеть и ощутить.
Однако, когда экранизация предлагает иной взгляд, возникает неловкое, но понятное чувство неудовлетворенности. Визуальное воплощение, созданное режиссером и его командой, неизбежно отличается от того, что промелькнуло в нашей голове, исходя из прочитанного. Разрыв между ожиданиями и реальностью зачастую приводит к ощущению нереальности происходящего, к чувству, что мы застряли в искусственном мире, далеком от оригинала.
И в этом контексте, "Легенда о Тиле" и "Легенда об Уленшпигеле", экранизация Алова и Наумова, становятся ярким примером. Вопрос к ней поставлен не только в отношении сюжета, но и в отношении самого процесса интерпретации. Авторы фильма, осознанно отказавшись от прямого пересказа, сделали смелый шаг – они создали собственную версию, основанную на оригинальном романе, но не являющуюся его точной копией. Изначально, книга в ее оригинальном, откровенном виде, была включена в мой личный топ. Я знал все сюжетные повороты наизусть, прочувствовал характеры героев, вжился в атмосферу жестокой, бесправной Испании XV века. И, естественно, предвкушал скепсис при виде экранизации. Но фильм оказался куда более проницательным, чем я ожидал.
На экране, через руки талантливых мастеров, зародилась история, которая дала начало жизни и, в конце концов, осталась в истории, а это уже не просто кино. Авторы, осознанно убирая, откровенно прозванный "приставочный" прозвище главного героя, вернули ему имя, данное при рождении – Тиль. Этот, казалось бы, незначительный ход, вскрывал глубокий смысл: он стремятся подчеркнуть, что фильм рассказывает не о вымышленном воине, а о простых людях, подверженных страху, любви, ненависти, боли. Именно человеческие чувства, их сложность, многогранность — вот то, что делает историю глубокомысленной.
Во время первого просмотра, я, к сожалению, не был готов к такой интерпретации, однако, меня это не отбило. После просмотра, я почувствовал, что этот фильм способен изменить меня, а значит, он может затронуть и других.
И, с учетом того, что фильм получил положительные отзывы, перенесенный в эпоху, где еще не существовало 3D-технологий, создатели фильма сумели максимально передать атмосферу старой Испании, что, конечно, не обходится без определённого усилия и, конечно, в итоге приводит к успеху.
Каждый, кто видел фильм, не может не признать, что звуковые и визуальные эффекты были выполнены на высшем уровне. С одной стороны, они полностью соответствуют духу того времени, раскрывая его во всем многообразии и яркости. А с другой – они дополняют и обогащают картину, добавляя ей особую глубину и реалистичность.
К примеру, в фильме регулярно звучат классические напевы того далекого 16-го века, в которых четко читаются испанские мотивы. Плюс они периодически разбавляются настоящей фортепианной классикой в исполнении Антонио Вивальди. Ну, а дополняет этот изысканный музыкальный коктейль произведения современного композитора Николая Каретникова.
Восприятие изображения, несомненно, еще больше подчеркнуто, что способствует максимальной красоте и многообразию картинки. Насколько точно художники смогли передать краски того времени – грязно-оливковые здания, тяжелые черно-коричневые улицы. Даже насыщенные зеленые и персиковые цвета как будто нанесены на холст мастера 16 века. Это именно та Испания, которую описывает автор романа – романтична, но грязная; солнечна, но с привкусом мерзости.
И, конечно, не стоит забывать о декорациях, костюмах и прочих мелочах, которые только усиливают эффект погружения в эпоху. Смотришь на экран, и как будто переносишься на пару веков назад, ощущая вкус той жизни, ее особенности, полностью погружаясь в нее. Практически физически ощущаешь ту атмосферу старой Испании, с ее инквизиторами, охотой на ведьм, пытками, казнями, сожженными женщинами и прочими ужасами. И это, несомненно, без всяких новомодных 3D-технологий. Мастера 70-х, несомненно, умели передать чувства, не прибегая к сложным компьютерным спецэффектам.
Но, пожалуй, самыми гениальными в данной картине, по моему скромному мнению, являются актеры. В фильме собраны сплошь звезды (хотя таких слов тогда и не было), и насколько гениально показана каждая роль, даже эпизодическая. Главные герои – Клаас, Неле, Ламме, Тиль, Сооткин, Катлин — действительно оживают, причем каждый своей четко сыгранной жизнью.
Глядя на них, происходят удивительные метаморфозы. Даже если я раньше в своей голове и рисовал какого-нибудь героя по-другому, то после просмотра у меня твердо закрепились именно образы с экрана. И потом уже, перелистывая вновь страницы любимой "Легенды", я только их и могу представить. Это насколько же гениально надо было вжиться в образ и показать его на экране?!
Молодой и кудрявый Михаил Ульянов шикарно смотрится в образе Клааса. Этакий классический труженик, образцовый отец и муж, любимец друзей и знакомых. Всегда он жизнерадостный и старается во всем видеть только положительное. И это полная противоположность королю Испании и всей правящей верхушке во главе с Инквизицией. А все это, в конечном итоге, происходит после того, как герой попадает под жернова охотников на ведьм. И вот, когда он, переполненный предчувствиями и подозрениями, не может доказать свою невиновность, чувствует надвигающуюся беду, которая накажет не за дело, а просто потому, что ты кому-то не понравился, Ульянов – великолепен! И точка!
В полумраке пережитков эпохи, в тени готических шпилей и тяжелых колоколов, рождается история – трагическая, пульсирующая жизнью и страданиями, разворачивающаяся на фоне гротеска XVI века, в разгар жестокой эпохи Инквизиции. Она словно выткана из нитей отчаяния и надежды, обращенная в кинематографическую форму и пропитанная духом Испании, где красота, как символ непокорности, подвергалась безжалостному уничтожению.
Эта повесть заставляет задуматься о противоречивой природе человеческой веры, о том, как религиозный фанатизм, подкрепленный властью, мог превратить жизнь в ад, а человека – в орудие страха. В центре повествования – судьба Тиля и Неле, двух молодых душ, чья история – это аллегория трагедии, разворачивающейся вокруг них. С детства они были неразлучны, связанные не только теплом дружбы, но и мечтами о совместном будущем, о браке, о тихой гавани, где можно будет спрятаться от бурь жизни. Они были бродячими актерами, скитальцами, и их жизнь – это постоянная борьба за выживание, за возможность поделиться своей непосредственностью и остроумием с публикой. Но их талант, их свободолюбивый дух, стали причиной их гибели. "Острый" язык, которыми позволял себя осыпать Тиль, подрывал устои строгой религиозной морали, а в эпоху Инквизиции такая "провинциальность" могла обернуться смертным приговором.
Судьба Тиля стала закономерным финалом его непростой жизни. Его схватили, засудили к виселице, но, как это часто бывает с героями, обреченными на страдания, он не умер. Он стал символом сопротивления, воплощением несломленного духа, который продолжает гореть даже в самой кромешной тьме.
Актерский ансамбль фильма – это, пожалуй, его самая сильная сторона, оплот, вокруг которого сгущается вся трагедия повествования. Это звездный состав, состоящий из выдающихся представителей советского кинематографа, покоривших сердца зрителей своим талантом и глубиной актерской игры. Вспомним имена Иннокентия Смоктуновского, чья трагическая игра воплотила в себе всю боль и отчаяние, Евгения Евстигнеева, воплотившего в себе обаяние и интеллигентность, Михаила Ульянова, с его мудростью и внутренним смирением, Евгения Леонова, с его неповторимым обаянием и харизмой, Веры Васильевской, чья игра всегда была проникнута искренностью и эмоциональной глубиной, а также многих других, чьи имена навсегда вошли в золотой фонд советского кино.
При выборе главного героя, режиссерское решение, возможно, вызванное стремлением к большей европейской узнаваемости, оказалось неожиданным. Вместо Александра Абдулова, чья мощная, харизматичная игра могла бы придать фильму еще больше драматизма и "звездности", режиссеры выбрали Лембита Ульфсака – иностранного актера, совершенно неизвестного широкой публике. Ошиблись ли они? Сомневаться не приходится. Невосполнимая потеря была, и, без сомнения, история могла бы стать еще более захватывающей и драматичной при участии Абдулова.
Съемки происходили в 70-х годах, и масштаб постановки поражает воображение. Сценаристы, стремясь к реалистичности, использовали европейскую часть Советского Союза, вблизи Прибалтики, где сохранились фрагменты древней архитектуры, напоминающие испанские города. Иероним Босх, Франциско Гойя и другие мастера эпохи стали источником вдохновения для авторов, которые воссоздали атмосферу того времени, используя образы и детали.
Фильм, безусловно, является воплощением классических театральных образов, отражая, в некоторой степени, достижения Марка Захарова. В центре повествования - группа положительных героев, вызывающих сочувствие и сопереживание, и группа злодеев - королевская династия и Церковь. Отрицательные персонажи, безусловно, выходят на первый план, а положительные герои обречены на страдания и поражение. Однако именно это делает историю еще более драматичной и правдоподобной.
В конечном итоге, этот фильм – это не просто история о двух молодых людях, их любви и трагической гибели. Это напоминание о темных страницах истории человечества, о жестокости, фанатизме и несправедливости. Это попытка понять и осудить подобные явления, осознать, что в истории человечества были моменты, когда человеческая жизнь не стоила ни гроша. Именно поэтому Инквизиция – одна из самых черных страниц в истории человечества, и фильм, основанный на этой истории, остается актуальным и сегодня.
Позвольте поделиться впечатлениями, возникшими у меня после просмотра фильма “Легенда о Тиле”. Этот кинематографический опыт оставил глубокий, многослойный след, который, как я убеждаюсь, только укрепляется с течением времени.
Первое знакомство с этой историей произошло втайне от родителей – в конце семидесятых, когда такие кинокартины, несомненно, были адресованы исключительно зрелой аудитории, достигшей совершеннолетия. И было бы наивно отрицать, что привлекло внимание в первых же кадрах – страстные объятия и поцелуи главных героев, а также откровенно экстравагантное поведение императора Карла Пятого, столь не соответствующее его монашескому положенью. Вспомните, как в первой серии он, не сдержавшись, ласкает обнаженную грудь придворной дамы – эпизод, столь вызывающий и одновременно забавный. Кроме того, фильм демонстрировался в позднее время, что позволяло зрителю погрузиться в атмосферу просмотра, собираясь с друзьями-подругами в домах, где родители не могли помешать наслаждению историей. Во время этих просмотров мы с друзьями поддавались непровоцированным всплескам эмоций, с горечью проклиная инквизиторов того непростого времени, и одновременно мечтая стать такими же отважными, как Тиль и его верный друг Ламм. В этом, несомненно, была определенная доля романтизации опасности, и, может быть, именно это и делало фильм таким привлекательным.
В последующем, во второй раз, я посмотрел “Легенду о Тиле” скорее машинально, без особого труда анализируя сюжет и его глубину. Воспоминания о школьных уроках истории всплывали обрывками, и некоторые сцены фильма находили некоторую параллель с событиями, происходящими в то время. Особенно яркой была контрастность между одеждой и орудиями, используемыми в фильме, и реалиями девяностых. В те годы, когда все мысли и чувства были сосредоточены на удовлетворении базовых потребностей, я, по воле случая, ознакомилась с романом Шарля де Костера “Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах”. Это знакомство изменило мое восприятие фильма, придало ему новую, более осмысленную глубину. Не знаю, что именно зацепило меня, однако, определенная интерактивность с текстом де Костера оказалась по-настоящему значимой.
И вот, прошедшие “крутые нулевые”, после пережитого “конца света”, “Легенда о Тиле” остается неизменно актуальной – жизнь, отраженная в этой кинокартине, словно повторяется снова и снова. Мы возвращаемся к тем же чувствам – любви и ненависти, благоговению и презрению, состраданию и уничтожению. Разница лишь в том, в какой одежде мы берем в руки оружие, в каком окружении живем и чем дышим. Не является ли это метафорическим отражением времени, которое не только не исчезает, но и сохраняет в себе отголоски прошлого? Стоит ли задуматься над этим, чтобы избежать повторения ошибок, сделанных предыдущими поколениями?
И, возвращаясь к “Легенде о Тиле” в очередной раз, я не могу не восхититься игрой актеров. Евгений Леонов – самый серьезный человек, исполняющий комические роли. Михаил Ульянов и Вера Василькова – незначительные, но неповторимые роли. Наталья Крачковская и Игорь Ясулович – предводитель слепых, неподражаемый и впечатляющий своей необычной ролью. Иннокентий Смоктуновский и Евгений Евстигнеев – актеры, обладающие уникальным талант и умением. Лариса Малеванная и Алла Демидова - яркие и запоминающиеся персонажи. И, конечно, невозможно не упомянуть бесподобную Наталью Белохвостикову – красавицу и героиню, оставившую неизгладимый отпечаток в нашей памяти. Игра “старой гвардии” не с чем сравнить, и режиссерская постановка "доперестроечных" и "новоиспеченных" на одну линию не поставить, осознавая в них уникальное и бесценное творчество. Хотя, безусловно, существуют и совершенно иные режиссеры, обладающие уникальным талант, но их количество невероятно невелико. И вокруг всё окружено очень много "ширпотребовского" произведения, относительно которого нельзя быть относительно серьезным.