
7.03
5837
5.50
39
Сериал Маяковский. Два дня онлайн
Актеры:
Андрей Чернышов, Дмитрий Нагиев, Карэн Бадалов, Дарья Досталь, Ярослав Воронцов, Сергей Перегудов, Екатерина Решетникова, Дмитрий Аверин, Александр Барановский, Наталья Варфоломеева
Режисер:
Дмитрий Томашпольский
Жанр:
мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
8 серия из 8
(25.07.2013)
В полумраке памяти, словно отголосок буйной жизни, возник фильм, исследующий последние, самые трагичные дни гения Владимира Владимировича Маяковского. Его судьба, бесспорно, не могла быть определена как счастливая; угасшая, невосполнимая, его смерть навсегда останется в истории как трагический финал выдающегося творца.
Маяковский – фигура поистине многогранная, охватывающая спектр человеческого опыта. Он не просто поэт, хотя его поэзия навсегда вошла в золотой фонд русской литературы, но и выдающийся драматург, блестящий актер театрального грима, режиссер, проницательный сценарист, человек, чье творчество одновременно радовало и потрясало. Его талант, не обузданный временем, исчерпался преждевременно – в возрасте тридцати шести лет, казалось бы, полном сил и возможностей, призваний к созиданию, к искреннему наслаждению жизнью.
Однако, к сожалению, этот потенциал был не реализован в полной мере. Огромную роль в его драматической участи сыграло острое непонимание со стороны советской власти, нежелание признать и оценить глубину и новаторство его творчества. Эта политическая атмосфера, пропитанная консерватизмом и неприятием новых идей, наложила отпечаток на последние месяцы его жизни, сделав их особенно мрачными и противоречивыми.
В период, предшествовавший его неминуемой кончине, его жизнь превратилась в череду разочарований и утрат. Его вдохновение, его муза, его верная спутница, покидала его, словно обеспокоенная надвигающейся бедой. В прессе, вопреки его искренним надеждам, начали появляться статьи, исчерпывающие и, как ему казалось, в значительной степени искаженные, высмеивающие его творчество, будто он исписал себя, вычеркнув все свои мечты и надежды.
В последние дни жизни Маяковский, преследуемый чувством одиночества и бессилия, искренне желал, чтобы после его смерти о нем не сплетничали, чтобы его имя оставалось не запятнанным ложными слухами и порочащими его наследие домыслами. Он, как человек глубокой чувствительности и искренней честности, страдал от осознания, что его жизнь, столь яркая и насыщенная, закончилась не так, как он мог бы себе представить. Фильм, как бы он ни представлялся в художественном плане, неизбежно фокусируется на этой трагической судьбе, на несправедливости, с которой власть, равнодушная к творческой индивидуальности, вырезала жизнь выдающегося поэта, оставив после себя лишь горький след в истории русской литературы.
Рецензии
Творческий переосмысление текста о сериале «Маяковский. Два дня»
Увлекаться биографиями великих личностей, превращая их в экранные образы, – задача, требующая не только художественного таланта, но и глубокого понимания личности, которую пытаются воплотить на экране. Сериал «Маяковский. Два дня» предстает перед зрителем как попытка осмыслить трагическую судьбу поэта, но, увы, эта попытка оказывается не совсем удачной, оставляя после просмотра ощущение неразрешенных вопросов и перенасыщенного пафоса.
Центральной проблемой, по мнению наблюдателей, является неадекватное изображение личности Владимира Маяковского. Поэт предстает на экране как карикатура на себя, лишенная той необъяснимой глубины и загадочности, которые сделали его одним из самых значимых представителей русской поэзии XX века. Трагизм его судьбы, безусловно, присутствует, но он представлен в слишком упрощенном, мелодраматичном ключе, лишенном нюансов и противоречий, которые так свойственны человеку, жившему в эпоху бурных перемен и радикальных идей.
Попытки режиссера раскрыть мотивы самоубийства поэта, хоть и являются важным аспектом его биографии, не приносят желаемого эффекта. Причина, как указывают критики, дана слишком простая и, судя по всему, искусственно созданная – трагическое мировосприятие, не связанное с бытовыми обстоятельствами, а с экзистенциальными проблемами. Однако, при этом, сцена, пытающаяся продемонстрировать эту «трагическую сумасшествие», выглядит натянуто и не убедительно, что лишь усиливает ощущение нереалистичности происходящего.
Особенно неудачным представляется изображение Лили Брик – женщины, которая, по мнению многих, была не просто любовницей поэта, а его музой, его компаньоном в творческом поиске. В сериале она изображена как манипуляторша, как женщина, использующая Маяковского в своих целях. Но, как отмечает автор оригинального текста, эта трактовка искажает реальную картину отношений, сводя их к простой, одномерной схеме «манипуляторша – жертва». Забывается, что Лиля Брик, несмотря на свою необычную внешность и порой непредсказуемое поведение, являлась для Маяковского не только любовницей, но и интеллектуальным партнером, человеком, принимавшим его идеи и поддерживающим его творчество. Вместо этого, зритель получает образ женщины, лишенный всякого природного обаяния и глубины, что еще больше придает персонажу однобокость.
Ощущение неадекватности создается и выбором актеров. Дмитрий Нагиев, представляющий собой искусствоведа, специалиста по творческому пути Маяковского, создает впечатление примитивного, несерьезного персонажа. Учитывая его предыдущую театральную деятельность, ожидалось от него гораздо большего, однако его игра не вызывает доверия и не способствует созданию образца глубокого и проницательного интеллектуала. А игра Чернышова, воплощающего самого Маяковского, также оставляет желать лучшего: в некоторых сценах он предстает как бунтующий, экспрессивный герой, а в других – как переигрывающий, лишенный испортившегося пафоса.
Нельзя не упомянуть и о расплывчатости повествования. В сериале смешиваются эпизоды из юношеской жизни поэта, 1930-х годов и предсмертного периода. Вместо четкого, последовательного повествования, зритель получает хаотичный набор сцен, которые не связаны между собой логической цепочкой и не создают целостного впечатления. Начало сериала, представленное написанием знаменитого предсмертного письма, по мнению критика, является неудачным ходом. Зритель уже знает, что Маяковский писал это письмо, затем застрелился. Это не нововведение, не открытие. Предлагается просто раскрыть письмо, а после – показать финал, и половина жизни поэта отматывается назад. В итоге, это создает впечатление не только беспорядочности, но и самообмана.
Излишний драматизм, перенасыщенность пафосом, отсутствие глубины и целостности – все это создает ощущение, что сериал является не столько попыткой понять Маяковского, сколько попыткой создать из него “яркую” и “сильную” фигуру. Но, как показывает критика, “яркая” и “сильная” фигура – это не всегда значимая фигура.
Название сериала, “Маяковский. Два дня”, также вызывает вопросы. Если задумок было раскрыть 2 дня жизни поэта, то почему два дня? Вместо этого, зритель сталкивается с хаотичным смешением событий, от 1930-х годов до предсмертного периода, что подчеркивает несогласованность повествования.
В заключение, сериал "Маяковский. Два дня" можно назвать не слишком удачным осмыслением жизни и творчества великого поэта. Он создает не столько чувство понимания, сколько ощущение неразрешенных вопросов и перенасыщенности пафосом. Зритель оставляет сериал с ощущением, что попытка понять Маяковского была недостаточно глубокой и реалистичной.
Фильм «Маяковский. Два дня» – это, на мой взгляд, скорее тщательно выстроенная мелодраматическая конструкция, лишь отдаленно касающаяся сложной и противоречивой биографии великого поэта, чем предлагающее глубокое, документально обоснованное повествование. Сюжетная линия сконцентрирована в основном на взаимоотношениях Маяковского с женщинами, его окружении – верными друзьями, а его творчество, выступления и дерзкие путешествия, кажутся лишь эпизодическими элементами, дополняющими эту центральную линию. При этом, произведение дышит тонкой, почти болезненной красотой, граничащей с идеализацией, что, несомненно, привлекает внимание зрителя.
Актерский ансамбль, воплощенный на экране, безусловно, вызывает восхищение. Особенно хочется отметить игру Андрея Чернышева, чей талант и мастерство в этой роли стали, несомненно, подтверждением его профессионального уровня. Хотя, признаюсь, мне кажется, что попытка воссоздать столь сложное и неоднозначное мироощущение Маяковского, используя один лишь человеческий образ, неизбежно приводит к некоторой идеализации. Кажется, что в рамках созданной драматургии невозможно было полностью передать всю глубину трагедии, всю силу бунта и противоречий, которые характеризовали этого человека. Нельзя не согласиться с тем, что, возможно, у конкретного актера, в роли Владимира Маяковского, просто не было достаточного объема опыта, чтобы снять этот персонаж в полной мере. Но, тем не менее, у Чернышева есть потенциал, и я искренне надеюсь, что впереди его ждет череда ролей, позволяющих ему полностью раскрыть свой артистический дар.
В фильме присутствует и ряд менее известных актеров, чья игра, безусловно, не омрачает общее впечатление от просмотра. Безусловно, нельзя отрицать, что роль Давида Бурлюка, исполненная Дмитрием Нагиевым, вызвала определенные споры. Хотя, хотя актер сдержал себя, придерживаясь своей фирменной манеры, в этой конкретной роли он не добавил ничего принципиально нового. Однако, вопрос исполнения роли роковой и неуловимой Лили Брик – вероятно, самый сильный и запоминающийся образ в фильме – ответан блестяще. Восприятие оба персонажа – Маяковского и Брик – у каждого зрителя неизбежно основано на собственных, зачастую субъективных представлениях, и, как говорится, "кто сказал, что мои представления вообще имеют хоть какое-то отношение к реальности?".
В целом, я ожидала от фильма более глубокого и критического осмысления трагической судьбы Маяковского, попытки найти ответы на вопросы о причинах его трагедии, о "почему?". Я не являюсь экспертом в истории, поэтому, возможно, моя оценка является несколько упрощенной. Однако, мне кажется, что фильм упускает важные контекстуальные детали, связанные с политической конъюнктурой эпохи, с революционными и партийными процессами, с военными событиями. В финальной серии происходит откровенное "закручивание гаек", возникает ощущение, что Маяковский оказывают все более сильное давление, но причинам этого, причины, которые предшествовали этому моменту, и основные факторы, которые привели к такому исходу, остаются непонятными. Возможно, некоторая "легковесность" фильма в плане исторического материала обусловлена тем, что картина была задумана как романтическая мелодрама, а не документальный фильм. И очевидно, что сознательное решение создать определенную эмоциональную атмосферу, определенный художественный замысел, не могло не повлиять на объективность повествования.
Интересно, не был ли тезис "Мне необходимо быть любимым больше, чем кому-либо" специально прописан как красная нить через весь сюжет, чтобы он стал исчерпывающим объяснением произошедшей трагедии. Мне кажется, это вполне возможно.
Я, однако, рекомендую этот фильм поклонникам Владимира Маяковского, надеясь, что они не останутся разочарованы. Пожалуй, мы, зрители и читатели, очень мало знакомы с творчеством этого великого поэта, и, возможно, это осознание добавляет особому значению эту самобытную, немного идеализированную попытку очеловечить его судьбу. И, может быть, это именно то, что мы ожидаем от каждого произведения, связанного с жизнью гения.
Оценка данного сериального проекта, на мой взгляд, оказалась весьма позитивной. Произведение обладает выразительной индивидуальностью, лишенной приторности и чрезмерной вычурности – качества, зачастую встречающиеся в современной кинематографии. Особое восхищение вызывает творчество Владимира Бурлюка, чьи произведения, к сожалению, до сих пор остаются недооцененными значительной частью аудитории. Для тех, кто еще не знаком с его наследием, данный проект становится не просто поводом для знакомства, но и настоящим импульсом к посещению музеев, где сокровищница его произведений ждет своего исследователя. Однако, стоит отметить, что, возможно, в некоторых моментах фильма прослеживается излишняя сдержанность, не до конца раскрывающая бунтарский дух личности Бурлюка и не столь драматичная подача ключевых событий.
К сожалению, прекращение деятельности музея Маяковского, вызванное необходимостью проведения масштабной реконструкции, вызывает немалые сожаления. Планирую посетить его в ближайшие выходные в сопровождении ребенка, надеясь, что он успеет увидеть и оценить собрание произведений, которое, без сомнения, представляет собой бесценное наследие русской культуры.
В целом, режиссерский подход к созданию фильма, а также мастерская работа оператора и сценариста, демонстрируют высокое профессиональное качество и, что немаловажно, не позволяют зрителю ощутить монотонность повествования. В этом плане, фильм представляется весьма достойным внимания и представляет собой ценную добавку к базису современного кинематографа.
Нельзя не отметить, что подобные исторические периоды, такие как период существования Polskiej Wojennej Partyzantki (ПВК) и Непримиримого Экономического Поэта (НЭП), пронизаны небывалым динамизмом и представляли собой уникальные, сверхъестественно сложные и очаровательные эпизоды в развитии нашей страны. Реализация их исторической достоверности, особенно в контексте визуального воплощения, представляла бы значительную ценность для проекта и, безусловно, добавила ему глубины и убедительности. Учитывая сложный и противоречивый характер этих эпох, содержащих в себе как прогрессивные, так и консервативные элементы, расширение исторического контекста, возможно, с применением более детальных иллюстраций и сцен, подчеркивающих этот сложный перекрёсток исторических процессов, было бы особенно уместно. Впрочем, даже в существующем виде фильм прославляет не только творчество выдающихся деятелей, но и ценности непримиримого и созидательного пространства, которое определяло нашу историю.