
8.15
19157
7.50
358
Сериал Мертвые души онлайн
Актеры:
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Режисер:
Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5
(09.08.2013)
Сериал, воплощающий в жизнь гения русской литературы – Н.В. Гоголя, представляет зрителю захватывающую историю, основанную на знаменитой поэме «Мертвые души». Сюжет повествует о Павле Ивановиче Чичикове, человека, обладающего недюжинным обаянием и искусством маскировки, который, выдавая себя за состоятельного помещика, прибывает в провинциальный городок, полный жизни и интриг.
Непосредственно, задача Чичикова – завоевать расположение наиболее влиятельных представителей местного общества, стать для них желанным гостем, чье мнение ценится и уважаемо. Он тщательно плетет сети, стремясь заслужить доверие этих людей, и в короткие сроки становится известен среди богатых помещиков, посещая светские обеды и ужины, где его острый ум и наблюдательность вызывают восхищение.
Впрочем, никто не подозревает, что за этой притворной благопристойностью скрываются коварные планы. Подлинная цель Павла Ивановича – осуществление дерзкой схемы по приобретению умерших крестьянских душ, записанных до сих пор в документах помещиков как живых. Смело и безжалостно он оформлял этих крестьян на свое имя, неуклонно игнорируя факт их смерти, действуя с поразительной изобретательностью и расчетливостью.
В его деятельности, столь отягощенной амбициями и жаждой небывалого богатства, таится опасность, подобная той, что рождает страх в сердцах людей. Он верит в свою сказочную мечту, в возможность изменить свою судьбу, но эта вера, как известно, бывает очень недолговечной. И вот, благодаря своей настойчивости и безжалостности, его тщательно выстроенный мир иллюзий, созданный вокруг образа обеспеченного человека, в конечном итоге, оказывается под угрозой рухнутия. Окружающее общество, обладающее острым умом и наблюдательностью, осторожно и методично, внимательно следя за его действиями, способно определить истинную сущность этого мошенника, в один прекрасный момент, срывает с него последнюю маску, обнажая его настоящее, хитрое и циничное лицо. Этот момент, как истина, неизбежен и приносит лишь разочарование.
Рецензии
Экранизация поэмы «Мертвые души» – это произведение, превосходящее любые ожидания. Фильмы, как правило, демонстрируют содержание книги на периферии, лишенного образности и целостности, ощутимо теряя глубину замысла. К сожалению, столь часто мы наблюдаем, как режиссерская интерпретация, зачастую, не соответствует первоисточнику, искажая представление о нём, порождая диссонанс между нашим воображением и визуальным воплощением. Однако, фильм «Мертвые души» заслуженно можно считать выдающейся художественной работой. Даже если возникают некоторая несовпадение, то, скорее всего, это лишь то, что читатель, погружаясь в книгу, додумывает, «дофантазирует» некоторые аспекты.
Сюжет фильма начинается с завораживающей сцены: известный писатель, Николай Васильевич Гоголь, сжигающий в камине листы бумаги. Его задумчивое, даже слегка расстроенное выражение лица, наблюдая за пламенем, контрастирует с медленным, обдуманным шагом к открытому окну. Вопрос, обращенный к Руси: «Чего ты хочешь от меня, Русь?» – звучит глубоко и тревожно. Интенсивность этого вопроса очевидна в актерской игре, передающей страдания и внутреннюю борьбу писателя. Визуальные образы – длинный плащ, сжимаемый и сбрасываемый руки, сжимающие спинку стула – подчеркивают его внутреннее напряжение.
Неожиданное появление ангела, воплощенного в образе чистого, белого человека, еще больше уводит внимание зрителя от конкретной истории. Рука, нежно положенная на плечо Гоголя, создает ощущение неземного откровения. Эта сцену, высвечивающая судьбу писателя, захватывает внимание, уводя от первоначальной цели просмотра, от самого произведения. Это – момент, когда фильм становится не просто экранизацией, а самостоятельным художественным высказыванием.
Завладев вниманием аудитории, фильм, подчеркивая эту неожиданную поворота, уже заслуживает внимания. В чем же заключается его ценность? В отсутствии любой посредственности, которая, как известно, может утомлять и разочаровывать.
Далее мы видим, как ангел, или, скорее, вдохновение в лице молодого человека, доносит до Гоголя его главную цель – создать то, что принесет пользу людям, что научит их и изменит, исследуя прошлое и будущее. Эта сцена, переданная через актерскую игру, создает ощущение, что история обретает глубину и смысл.
Сначала Гоголь выходит и спешит по дороге, дорога, уходящая в даль, символична: до встречи с ангелом у него было раздраженное отношение к своему творчеству и к Руси в целом, он, находясь в безысходности, задавал риторические вопросы, искал ответы. А после разговора с ангелом он немедленно собирается в путь и почти бежит. Это классическая ситуация творческого подъема: от молчания и раздражения к стремлению выразить свои мысли и поделиться ими с другими.
Затем мы наблюдаем за жизнью незнакомой семьи, где только что родился ребенок. Гоголь стоит за дверью и прислушивается, рассказывая, что появился на свет главный герой поэмы, и, собственно, ничего в мире не произошло из-за этого. Рождение героя было тихим и обычным. Режиссер удачно использует прием, помещая писателя в роль наблюдателя. Как будто Гоголь ждал рождения героя и в самой обычной обстановке он увидел его появление на свет.
После увиденного мы окунаемся в другую атмосферу. Уже привычный Николай Васильевич заходит в просторную комнату и здоровается с круглолицым мужчиной. Мужчина улыбается и подготавливает перо и чернила. Гоголь произносит несколько раз «С Богом!», что подтверждает его волнение, пьет три стакана воды у маленького столика и наконец садится напротив мужчины с пером. И тогда зритель понимает, что сейчас произойдет. Писатель бережно раскрывает свою тетрадь и читает: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...». Мужчина старательно записывает его слова. И режиссер, таким образом, изображает, как создавалась знаменитая поэма «Мертвые души».
Гоголь описывает внешность главного героя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». И, в то же время, зритель переносится в другую действительность, где мы видим эту самую бричку и господина, описываемого автором.
И, наконец, перед нами появляется то, чего мы ждали с самого начала – приезд Чичикова в город. Фильм представляет собой соединение диктуемых Гоголем предложений и наглядных подтверждений, то есть, сюжет произведения. Таким образом, режиссеру удалось показать и писателя, и его работу.
Сюжет поэмы был подсмотрен А. С. Пушкиным, которого Гоголь уважал. Приступая к поэме, Гоголь сказал, что хочет показать всю Русь. В своем произведении автор хотел ответить на вопрос: «Русь, куда несешься ты?». Для раскрытия темы ему понадобилось сооружение сложной многомерной композиции, которая перекликается с тематической составляющей «Божественной комедии» Данте. Николай Васильевич Гоголь, как бы, раскрывает в своем произведении круги ада: первый круг – помещики, второй – чиновники, третий – высшие чиновники («Повесть о капитане Копейкине»). Также следует отметить, что особый смысл заключен в названии поэмы. «Мертвые души» – это казалось бы, умершие крестьяне, которые еще не были списаны по документам. Но названием выражает двойное значение: с одной стороны, это действительно крестьяне, а с другой – мертвые души, то есть, нереализованные, неиспользованные возможности.
В завершение, писатель задается сложным вопросом, ответ на который найдется только глубоко в душе: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» На этот же вопрос должен каждый ответить.
Экранизация, основанная на произведении Гоголя, актуальна и сегодня, потому что в ней затрагиваются вечные темы – пороки, характер человека, стремление к успеху, отсутствие моральных ориентиров. Актуальность фильма обусловлена тем, что все эти пороки – хитрость, маниловщина, собакевичничество, коробочник, ноздровщина и плюшкинщина – до сих пор не исчезли из нашей жизни. И, вероятно, никогда не исчезнут. В каждом из нас, как и в образе Чичикова, есть своя доля "человеческого фактора".
Фильм «Мертвые души» – это не просто застывшее название, а проникновенная отсылка к гению Гоголя, чье творчество, поразительно, легко адаптируется на экране. Подобно завораживающему сюжету, произведения писателя обладают удивительной способностью притягивать зрителя, погружая его в сложный и многогранный мир, где каждый персонаж воплощает в себе уникальную, почти осязаемую сущность, заставляя нас, как зрителей, невольно сопоставлять себя с ними, размышляя о собственных поступках и мотивациях.
Режиссер Михаил Швейцер, чье мастерство, несомненно, было дано ему высшими силами, сумел, благодаря проницательности и тонкому чувству стиля, максимально точно передать суть замысла Гоголя, раскрытую в его выдающейся поэме. В процессе восприятия фильма, мы постепенно осознаем, что реальные "мертвые души", населяющие пространство романа, превосходят по своей живости и значимости эти, казалось бы, совершенно отжившие свое, погрязшие в мещаническом равнодушии помещики. Эти последние, утратившие способность к активному созиданию и процветанию России, фактически выступают в роли препятствия на пути формирования нового, энергичного класса предприимцев, воплощенного в образе хитрого и проницательного Чичикова.
Стоит отметить, что нельзя однозначно отнести Чичикова к ряду "мертвых душ", несмотря на его циничный подход к жизни. Он представляет собой скорее катализатор, способный воплотить в жизнь любые, пусть и корыстные, замыслы. В отличие от безвольного и мечтательного Манилова, который, подобно тенью, лишь блуждает в своих фантазиях, Чичиков, обладая практическим умом и острым восприятием, способен реализовать свои планы, не тратя время на бессмысленные рассуждения. Режиссер, с поразительной точностью, донес до зрителя эту ключевую идею, подчеркнув роль активного, а не пассивного участника в исторической судьбе.
Фильм, столь удачно перенесенный на экран, и оригинальное произведение Гоголя, к своему стыду, остаются актуальными и сегодня. Восприятие этого романа, как и любого, затрагивающего сущность человеческой природы, порождает реакцию недоумения и даже отторжения: "Нет, это не мы!", – восклицает в глубине души каждый, кто сталкивается с гоголевской правдой. Человеку всегда сложно дистанцироваться от себя, от своих слабостей и заблуждений, от тех моментов, когда он сам становится частью той самой картины, над которой смеется его сочувствующий взгляд. Именно эта неприязнь к собственным недостаткам, эта болезненная честность, представляют собой главное достоинство и гениальную суть творчества Гоголя. Благодаря этому, "Мертвые души" и экранизация Швейцера продолжают быть живыми, побуждая к размышлениям о вечных вопросах морали, ответственности и роли личности в истории. Это – повод задуматься о собственных стремлениях и о том, не превращаемся ли мы сами в "мертвых душ", погрязших в рутине и равнодушии.
В свете столь выдающейся фигуры русской литературы, как Николай Васильевич Гоголя, и в контексте его фундаментального произведения – романа «Мертвые души» – возникает вопрос о глубине и многослойности его отражения эпохи. Эта книга, будучи своеобразным зеркалом, запечатлевает трагическую картину дореволюционной России, представляя собой одновременно и пародию, и глубокий социальный комментарий, касающийся упадка человеческого духа и нравственных ценностей.
Центральной фигурой повествования является Чичиков, персонаж, чье путешествие по русскому провинциальному региону становится своеобразной экскурсией в мир морального разложения. Встречая на своем пути целую галерею эксцентричных и, в сущности, беспринципных личностей, он сталкивается с укоренившимися в обществе пороками: алчностью, жадностью, стремлением к наживе и, как следствие, утратой духовных ориентиров. Смерть, которую переживают эти люди, не является физической, а скорее, утратой души, ее способности к состраданию, справедливости и просвещению.
В романе, что, впрочем, отражено и в телесериале, отсутствуют однозначно положительные герои. Каждый персонаж, представленный на экране, обладает ярко выраженными, порой граничащими с патологией, чертами характера. Их поступки, мотивы и взгляды на жизнь вызывают скорее отторжение и разочарование. Подобная бескомпромиссная изобразительная стратегия, кажущаяся весьма радикальной для того времени, и делает «Мертвые души» уникальным произведением в мировой литературе, не знающим ни единого героя, вызывающего искреннее восхищение и симпатию.
При просмотре телесериала, представляющего собой попытку адаптации классического произведения, стоит обратить внимание на то, в какой степени изменения, внесенные в оригинальный текст, способствовали его современному восприятию. Несмотря на то, что данное телесное произведение, если говорить откровенно, трудно назвать полноценным сериалом, оно, безусловно, обладает определенным историческим и эстетическим интересом, заставляя задуматься о вечных вопросах человеческого существования.
К сожалению, столь раннее по времени создания произведение, появившись на экране, страдает от недостаточного качества изображения, что усложняет соприкосновение со столь сложным и глубоким полотном. Несмотря на то, что сериал, созданный в эпоху, когда технологии были далеки от современных, представляет собой интересный исторический артефакт, он, к сожалению, испытывает трудности в восприятии современной аудитории. Однако, при ближайшем рассмотрении, очевидно, что в нем присутствует значительный талант и классическое реалистичное воплощение идей, поднятых Гоголем, что делает его важным и поучительным произведением для тех, кто ищет понимание русской истории и психологии. Его отражение дореволюционного общества, с его противоречивыми и сложными мотивами, остается актуальным и сегодня, подталкивая зрителя к размышлениям о природе человеческого страдания и возможностях духовного возрождения.