
7.29
15012
5.90
173
Сериал Московская сага онлайн
Актеры:
Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Ольга Будина, Екатерина Никитина, Алексей Кортнев, Марианна Шульц, Алексей Зуев, Кристина Орбакайте, Дмитрий Харатьян
Режисер:
Дмитрий Барщевский
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 22
(15.12.2011)
В туманной дымке начала XX века, подобно бесчисленному множеству других жизней, затаилась история семьи Градовых – судьба, изначально отмеченная нереализованными стремлениями и горьким разочарованием. В самом сердце Москвы, где рассеялась жизнь скромной семьи профессора Градова, главы семейства, вместе со своей супругой, Мэри, и их детьми – юным Никитой, рассудительным Кириллом и непосредственной Ниной, предначертана участь, скорбная и разлучающая.
Этот сериал, словно запечатленный в хрупком стекле, станет отражением тех трагических событий, которые в то время формировали облик эпохи. Их круг общения, друзья, близкие родственники – все они оказались в эпицентре бурь, взрывов и перемен, катаклизмов, предвосхитивших надвигающуюся войну. Каждый персонаж, казалось, был заперт в паутине непредсказуемых обстоятельств, обреченный на лишения и столкновение с жестокой реальностью.
Повествование, сотканное из нитей печали и отчаяния, охватывает долгий период, и в нем ощущается тяжесть предвоенных лет, нарастающее напряжение и, наконец, разворачивающиеся кровавые события военных лет. Трагический ход истории, наряду с глубоким психологизмом, позволяет зрителю не просто следить за событиями, но и проникнуться болью утраченных надежд, ощутить хрупкость человеческого существования перед лицом неминуемой катастрофы. В этом сериале не просто рассказывается история; это – исследование человеческой души, запечатленное во времени, попытка понять, как одна жизнь может быть разрушена под напором исторических сил и как трудно сохранить себя, когда судьба распоряжается твоей жизнью не по-детски жестоко. От лица семьи Градовых мы видим, как обычная, казалось бы, жизнь может превратиться в бесконечную череду испытаний, в котором победить практически невозможно, а надежда на счастливый исход ускользает, словно дым.
Рецензии
В последние годы наблюдается заметный всплеск интереса к советской эпохе и всему, что с ней связано, явление, обусловленное, в первую очередь, глубокой пережитченостью миллионов людей, чья жизнь, пусть и косвенно, переплелась с драматическими страницами довоенного и послевоенного периодов. Воспоминания о том, “как жили тогда”, – жизнь родителей, бабушек и дедушек – сохраняются в памяти многих, передаваясь из поколения в поколение. Ранее, находящиеся за пеленой секретности, “запрещенные материалы”, которые были доступны лишь узкому кругу специалистов и историков, теперь, благодаря осознанному стремлению к истине, открываются перед широкой публикой, раскрывая заветные факты и реальные картины советского времени. Это стимулирует появление все большего количества документальных публикаций, экранизаций и литературных произведений, ранее не подлежавших распространению. И, знаете ли, этого способствует и экономическая целесообразность: создание “исторических” сериалов, посвященных ближайшему прошлому нашей страны, как правило, обходится значительно дешевле, чем производство фильмов, затрагивающих более ранние периоды истории.
В частности, сериал “Московская сага” представляет собой настоящий выдающийся пример кинематографического искусства. Он выделяется среди множества аналогичных лент, повествующих о сложной, часто трагической судьбе людей в условиях тоталитарного режима, о постоянном страхе за близких и родных, о неизбежности личных жертв ради коллективного блага. Зрителя, безусловно, восхищает актерский ансамбль, включающий в себя таких талантливых исполнителей, как Инна Чурикова, Екатерина Никитина и Кристина Орбакайте. Актеры не просто играют роли, они, по сути, “живут” в этих историях, перенося на экран всю глубину и драматизм переживаний своих персонажей. И, разумеется, в этом контексте особое место занимает музыка – особенно песня “Ах, эти тучи в голубом”, которая, как истинное произведение искусства, заслуживает безграничного внимания и безграничного прослушивания, передавая не только звуковую картину, но и глубочайший эмоциональный отклик.
Признаться, в сериале, как и в любом произведении искусства, есть и свои незначительные недостатки, мелочные погрешки, которые не влияют, впрочем, на общую ценность и значимость картины. И не совсем вписывается в художественную канву образ Алексея Кортнева – в этом аспекте заметна, возможно, недостаточная проработка сценаристами. Однако, несмотря на это, сериал в целом оставляет после себя глубокое чувство радости и вдохновения, побуждает к действию, к осознанной жизни, напоминает о грандиозности человеческой истории. И, что особенно ценно, для создания фильма был успешно возрожден старинный дом – этот факт не только добавил сериалу аутентичности и реализма, но и создал у зрителя ощущение волшебства, побуждает к встрече с историческими текстами, по которым снят фильм, и к глубокому осмыслению жизни наших соотечественников в эпоху перемен.
Несомненно, эту картину стоит увидеть собственными глазами, поскольку о ней уже написано огромное количество рецензий и отзывов, но, как справедливо утверждал великий автор, “лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать”. Именно так и должно быть, чтобы оставить после просмотра глубокое и незабываемое впечатление, позволяя себе полное сопереживание и глубокое осмысление исторического процесса.
Погрузившись в размышления о недавно завершившемся многосерийном проекте, я последовательно ознакомился с обилием рецензий и критических оценок, окружавших его. И, признаться, обнаружил в этих отзывах весьма любопытную закономерность: значительная их часть была пронизана явным скептицизмом, а порой и откровенным негативом. Удивительно, учитывая, что, в целом, сериал представлял собой продукт, не лишенный достоинств и потенциальной ценности. Безусловно, в его повествовании присутствовали как сильные, так и, безусловно, нуждающиеся в доработке моменты.
В обширном ландшафте многосерийных фильмов, вышедших на экраны одновременно с "Московской сагой", можно выделить немало проектов, обладающих, на мой взгляд, более высоким художественным уровнем. Однако, несмотря на эту объективную оценку, этот сериал заслуживает внимания не просто для разового просмотра, но и для обстоятельного переосмысления, и, возможно, даже для нескольких просмотров, чтобы в полной мере постичь его замысел.
Особую ценность сериал представляет собой благодаря созданной вокруг него атмосфере – сложной, многогранной и глубоко эмоциональной. В его основе лежит история семьи, разворачивающаяся на фоне драматических событий сталинской эпохи, с акцентом на темы страха, боли и отчаяния. Значительную роль в успехе проекта сыграл и профессионализм актерского состава, чьи актерские решения вызывают искреннее восхищение. Однако, самое примечательное в "Московской саге" – это повторяющаяся сюжетная линия, практически идентичная трилогии Аксенова, что, учитывая общую тенденцию в современной кинематографии на советскую тематику, вызывает особый интерес. В большинстве современных фильмов историческая достоверность подвергается значительному упрощению, а сохранение исходного сюжета, как правило, не является приоритетом.
Особую отдачу производит музыкальное сопровождение, которое, словно невидимая нить, связывает все события, создавая великолепный и одновременно с этим глубоко атмосферный фон. Актеры, настолько убедительно воплотившие свои роли, что позволяют зрителям буквально перенестись в предвоенное десятилетие, вызывают искреннее сопереживание. Вновь и вновь ощущаешь себя участником той трагической истории, переживаешь вместе с Иной Чуриковой, Ольгой Будиной и другими талантливыми актерами все трудности и испытания, с которыми сталкивались члены семьи Градовых в эпоху, когда общество, находящееся в состоянии постоянной тревоги, подвергалось беспрецедентным рискам. Здесь уже не просто игра, это, по сути, документальное свидетельство о важнейшем и, без сомнения, самом сложном периоде в истории нашей страны.
Признаться, есть и те, кто критикует сериал за чрезмерно мрачную панораму, за акцент на самых тяжелых и неприятных аспектах времени. Нельзя не согласиться, что в некоторых моментах можно и спорить, и сомневаться. На самом деле, большинство советских граждан воспринимали окружающую действительность совершенно иначе, чем это показано в фильме, и, как следствие, не всегда соответствовали изображенным в нем оценкам. Существовала реальная опасность попасть в заключение, в концлагерь, на основании своего происхождения, личных убеждений или просто по воле случая, но масштабы этой угрозы были значительно меньше, чем позволяют некоторые интерпретации. Несмотря на это, фильм сознательно намерен вызывать споры и вопросы, поскольку именно в этом и заключается его истинная ценность. Поэтому, без каких-либо колебаний, я рекомендую этот фильм к просмотру – это не просто развлечение, это возможность задуматься о сложных и неоднозначных страницах нашей истории, о цене свободы и о человеческой ответственности.
Позвольте поделиться своими размышлениями, возникшими после попытки погрузиться в мир, представленный телесериалом «Московская сага». Признаюсь, мой интерес к этой работе был подстегнут не только общей любовью к кинематографу, посвященному эпохе сталинских лагерей, но и, прежде всего, жаждой вновь окунуться в атмосферу глубины и драматизма, столь характерных для таких произведений, как «Дети Арбата». Однако, впечатления, полученные от просмотра, оказались столь далеки от ожидаемых, что я не могу не поделиться своими сомнениями и, в конечном итоге, высказать о сериале мнение, лишенное всякой похвалы.
Прежде всего, меня, признаюсь, ошеломило чрезмерное увлечение сценами, лишенными всякой моральной дистанции и, откровенно говоря, вызывающими отторжение. Понимание специфики жизни в лагерной системе, с ее невыразимой горечью и безысходностью, всегда требует от зрителя определенной эмоциональной готовности. Однако, в данном случае, авторы, на мой взгляд, превлекли внимание к деталям, не оставив зрителям возможности проникнуться истинным духом трагедии. Кажется, целью было не вызвать сочувствие, а, напротив, спровоцировать отвращение, что, на мой взгляд, является совершенно неуместным подходом к столь сложному и трагическому периоду истории. Наблюдать за демонстрацией извращенных мотивов и поступков, выведенных персонажей, в атмосфере, уже отягощенной печалью и страхом, производило ощущение, граничащее с цинизмом.
Во-вторых, безусловно, нельзя не отметить неестественность актерской игры, отделяющую ее от живого, искреннего выражения. Лица актеров, словно высеченные из камня, абсолютно не выражали никаких эмоций, а все события в их жизни разыгрывались с неподвижным, монотонным выражением. Особенно замечательно производило впечатление образ Вероники – ее взгляд был настолько безжизненным, что просто не хотелось открывать рот, словно она была неспособна к любым проявлениям человеческих чувств. Аналогично ощущалось и отношение Балуева к происходящему, ведь этот актер всегда так точно и глубоко воплощал своих персонажей, раскрывая их характеры и внутренний мир. В «Московской саге» он казался оторванным от происходящего, словно актер, играющий роль, не соответствующую его естественным талантам. Особенно нелепо смотрелась роль Нины, которая больше напоминала закамуфлированную даму легкого поведения или даже яркую ночную бабочку, чем дочь уважаемого человека, – и её присутствие в сюжете вызывало чувство дискомфорта и нереальности.
Более того, авторам не удалось передать атмосферу эпохи, создавая впечатление, что история просто не жила. Достоверность, какая так важна для подобных произведений, отсутствует, и, как следствие, зритель не в состоянии поверить в происходящее. Актерская игра, соответственно, подчеркивает это впечатление, создавая ощущение, что перед нами не исторический фильм, а, скорее, какая-то гротескная маска, созданная для достижения определенного эффекта. Лагерные условия, война, мирная жизнь – все это показано без всякой эмоциональной глубины, без ощущения жизни, без связи с реальными переживаниями людей, оказавшихся в подобной ситуации. К сожалению, преобладает впечатление, что перед нами набор нестыковок и киноляпов, которые лишь подчеркивают небрежность и отсутствие серьезного подхода к созданию этого произведения.
Подводя итог, мой взгляд на «Московскую сагу» – это, к сожалению, разочаровывающее зрелище, которое не оправдывает потраченного времени. Я настоятельно не рекомендую его смотреть, так как это может только ухудшить настроение и породить отрицательные эмоции. Пусть же зрителям, ищущим в кино настоящее искусство и глубокое проникновение в душу человека, удастся найти достойные произведения, способные не только развлечь, но и вызвать настоящее, искреннее чувство.
Признаться честно, с горечью, но не желая создавать раздражающую негативную волну, я вынужден поделиться своими впечатлениями от просмотра данного кинематографического проекта. На самом деле, погрузиться в глубины романа, созданного Василием Аксёновым, не входит в мои предпочтения – сфера его творчества для меня, пожалуй, оказалась весьма далёкой. Однако, почувствовав определенный интерес к осмыслению культурных явлений для расширения собственного кругозора, я решил взглянуть на этот фильм с позиции стороннего наблюдателя. И, к моему удивлению, обнаружил, что сериал удостоен весьма престижной награды – ГРАН-ПРИ «За лучший сценарий». Именно этот аспект, на мой взгляд, оказался наиболее слабым звеном в общей конструкции произведения.
Несмотря на это, я не могу не отметить, что престиж награды, полученной во Франции, вероятно, связан с оценкой высококвалифицированным жюри, а не с прослушиванием диалогов. Вполне возможно, что они проанализировали титры, а не слушали речи, что избежало недостойных, по моему мнению, опыта. И действительно, слушать постоянный поток словесного мусора, создаваемый, судя по всему, для заполнения необходимого хронометража, было для меня, с позволения сказать, физически невыносимо. Наблюдать, как обилие сцен и эпизодов, не имеющих никакого отношения к развитию сюжета и не содержащих никакой информационной ценности, бесцельно растягивают продолжительность фильма, вызывало у меня глубокое разочарование. Это ощущение было похоже на беспомощность, на ощущение, что происходит нечто абсолютно бессмысленное.
При этом, я понимаю, что необходимо учитывать положение самого Василия Аксёнова, который я, к сожалению, не успел полностью осмыслить через его произведения. И, поскольку недавно была экранизирована его последняя книга – “Таинственная страсть”, – я хорошо знаком с ней. Встречаются даже одинаковые имена, но, к сожалению, сравнение этих двух результатов, несмотря на кажущуюся очевидность, не представляется возможным. Подобная, на мой взгляд, несостыковка в результате работы, подчеркивает, кажущуюся непоследовательность в кинематографическом процессе.
Огромное спасибо за возможность расширения моего культурного горизонта, которую предоставляет этот уважаемый сайт!