
Сериал На разломе эпох онлайн
Жанр:
отечественные, документальные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
1-3 серия из 3
(03.09.2014)
В стремительном потоке событий, разворачивавшихся в годы Великой Отечественной войны, особое место занимали военные корреспонденты – те, кто, оснащённые лишь репортажной камерой и неукротимой жаждой правды, шли в самое пекло, вооружившись лишь своим вниманием и непоколебимым стремлением запечатлеть ужасы и героизм, происходящие вокруг. Представляемый вашему вниманию фильм – это, по сути, глубокая и проникновенная попытка осмыслить события тех лет, увиденные через призму сложной и мудрой души писателя, представителя творческой интеллигенции, чья судьба была неразрывно связана с трагическими событиями войны.
Михаил Пришвин, волей судьбы оказавшийся на передовой, пронесся сквозь ад войны, не только как корреспондент, но и как санитар, носивший на себе бремя страданий и боли, переживаний и личных трагедий, ставших неотъемлемой частью жизни каждого солдата. Его опыт, полученный в этой мясорубке, был гораздо глубже и сложнее, чем просто репортажная запись. Он стал осознанием человеческой трагедии, рождающейся в условиях бесчеловечности и неминуемой смерти.
Фильм исследует, как же отразилось на взглядах и восприятии Пришвина, на его художественном сознании это беспрецедентное потрясение. Каким образом он фиксировал не только внешние атрибуты войны – разрушенные города, раненых, лишенные надежды, но и внутренний мир человека, сталкивающегося с невыносимым и, как казалось, не имеющим выхода. В его заметках, в его дневниковых записях, в его художественных впечатлениях сквозило не просто описание происходящего, а попытка понять, сохранить в себе частицу этой человеческой драмы, чтобы, вернувшись в мир, сохранить в себе те ценности, которые были изменены войной.
Пришвин, в силу своего образования и мировоззрения, видел в войне не только стратегическую задачу, а глубокий духовный кризис, испытание для всего человечества. Он фиксировал не только факты, но и ощущения, дух времени, влияние войны на моральный облик человека. Его взгляд, проникнутый эмпатией, позволял зрителю проникнуться всей полнотой переживаний тех, кто был на передовой, свидетелем и участником одной из самых страшных войн в истории. Фильм – это не просто исторический документ, а глубокая философская рефлексия о природе человека и его месте в этом мире, обретенная благодаря опыту, приобретенному во время службы санитаром и корреспондентом в самых горячих точках войны.
Рецензии
В преддверии грядущей бури, когда на горизонте Европы затаилась надвигающаяся катастрофа, человечество, словно завороженный, устремилось к новым рубежам – автомобили, электричество и дерзкие попытки покорить небеса. Этот период, ознаменованный стремительным развитием технологий и жаждой открытий, завершился в самом начале Первой мировой войны, в день, казавшийся, по всем меркам, совершенно обычным, 20 июля. Интеллектуальная элита, поглощенная ощущением благополучия и уверенности в стабильности, вопреки мрачным предзнаменованиям, не желала принимать очевидную истину: надвигающаяся война была неминуема.
Данный трехсерийный проект, вопреки распространенной практике, не сосредотачивается на экономических корнях конфликта или анализе военной мощи великих держав. Вместо этого, авторская группа, с глубоким вниманием и исследовательским подходом, посвящает себя исследованию восприятия и реакции на Первую мировую войну интеллигенцией, творческими коллективами и, в целом, людьми искусства. Особое значение в проекте имеет попытка проникнуть в атмосферу тревоги и надежды, царившую в обществе того времени.
Сегодня, обладая перспективной панорамой знаний, нам кажется, что люди мгновенно приняли на себя бремя войны. Однако, на самом деле, об угрозе узнали лишь спустя долгое время, с тревогой и недоумением. Увлекательные беседы скандинавского кандидата исторических наук и уважаемого профессора позволили нам осознать, что народ того времени представлял будущее как нечто светлое и даже зачаточные образы футуристического мира, где люди свободно парят на крыльях, рассекая пространство на необычных, двигающихся по воздуху мотороллерах. В частности, во Франции общественные настроения преобладали в светлых тонах, а в самой Германии, несмотря на определенные противоречия и напряженность, царили симпатии и перспективы.
Этот проект, по сути, является отражением социального ландшафта в период войны, и, благодаря такому всестороннему анализу, мы можем глубже понять события, ощутить, представить себе ужасы тех лет. Название "На разломе эпох" – абсолютно точно и метко. Несомненно, война нанесла невообразимый урон всему человечеству, но этот проект, словно мост, позволяет нам взглянуть на события под другим углом, расширить горизонты понимания.
Съемки сериала, начатые к 100-летию начала Первой мировой войны в 1914 году, вызывают закономерные вопросы. Если меня попросят поделиться моими представлениями о мире через сто лет, я бы, честно признаюсь, испытывал глубокое беспокойство. Опасения обусловлены не столько прочитанными фантастическими произведениями, сколько, в первую очередь, анализом потенциальных причин катастрофы. Очевидно, страны, благодаря экономической интеграции, оказались слишком тесно связаны, а рынки оставались непропорциональными. Подобная ситуация приводит к тому, что доминирующие игроки, вошедшие в рынок первыми, оказываются практически непоколебимыми, а остальные страны лишаются возможности существенно влиять на ситуацию. Возникает ситуация, напоминающая естественный отбор, где экономика превращается в поле боя за доминирующие позиции, что, в свою очередь, может привести к монополизации и исчезновению отдельных государственных центров управления. Можно ли же переломить такой процесс? Будет ли смысл в дальнейшем поиске виноватых и оправданиям войны? Обеспеченные слои общества, несомненно, будут осуждать бедные слои за их нежелание принять свою долю. Хотя, следует отметить, подобные проекты, способствуют пониманию психологической составляющей человека, его восприятия прошлого и, следовательно, его видения ситуации. Они помогают нам не только осознать ошибки прошлого, но и, возможно, избежать их повторения в будущем.