Продолжить просмотр
Обломов
Постер «Обломов»

Сериал Обломов онлайн

Актеры:
Роман Вильдан, Юрий Стромов, Нина Попова, Виктор Машков, Марина Кузнецова, Николай Прокопович, Алексей Локтев, Валерий Носик, В. Сафронов, Маргарита Жигунова
Режисер:
Оскар Ремез, Галина Холопова
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1972
Добавлено:
сериал полностью из 2 (03.08.2017)
В вечности человеческих судеб нередко возникают повествования, чье эхо продолжает отзываться в каждой эпохе, а воссозданные в кинематографе образы героев поражают своей поразительной достоверностью, словно их предшественники, в различной форме, всё ещё обитают в самых разнообразных социальных структурах. Настоящая картина, словно оживший из страниц классической литературы, вобрала в себя сюжет романа Ивана Алексеевича Гончарова, погружая зрителя в атмосферу поздней Российской империи. В самом сердце Петербурга, на знаменитой Гороховой улице, располагался скромный, но уютный дом, где и проживал Илья Ильич. День его, в подавляющем большинстве случаев, проходил в стенах своего жилища, где его единственным собеседником служил преданный, хотя и не слишком активный, слуга Захар. Илья Ильич, чье имя стало синонимом пассивности и бездеятельности, отчужденный от внешнего мира, предпочитал не покидать пределов своего скромного убежища. Его существование вращалось вокруг однообразия: он проводил бесчисленные часы в бессознательном созерцании, лежа на мягкой обивке дивана, и погружался в потоки собственных, тщательно выстроенных мыслей. В его фантазиях, столь ярких и живых, процветала идеализированная картина, известная как "Обломовка" – мировое пространство, наполненное радостью непотребительного существования, совершенной беззаботности и безмерного, в некотором смысле, удовлетворения простым, не требующим усилий занятиям. Казалось, что любые попытки привлечь Илью Ильича к активной жизни, к общению с внешним миром, к участию в любых начинаниях, тонули в пустоте, не вызывая никакого отклика в его сознании. Преодолеть эту глубоко укоренившуюся пассивность, подобно тому, как он сам не предпринимал никаких усилий для перемен, казалось невозможным. Его существование, пропитанное неподвижностью и бездействием, становилось ужасающим примером бесплодности и неспособности к самореализации в условиях прекрасной, но непростой для человека, эпохи. Илья Ильич, словно застывший во времени, оставался символом неразрешенного конфликта между миром мечтаний и реальностью, между потребностью в смысле жизни и отсутствием способности его найти.
Рецензии
В сознании, сформированном под влиянием классической литературы, «Обломов» Гончарова всегда вызывал ощущение не столько литературного недопонимания, сколько глубокой, почти болезненной осознанности. Мое первое знакомство с произведением в школе, признаюсь, оставило после себя скорее ощущение скуки, чем глубокого понимания. Однако, последующее знакомство с творчеством Достоевского, а затем и просмотр экранизации романа, открыли мне совершенно иной взгляд на эту историю. Экранизация не просто донесла до меня атмосферу безысходности и застоя, она, на мой взгляд, подчеркнула трагизм положения Илья Ильича Обломова – мужественного, поэтичного, но парализованного неспособностью действовать. Он словно был заперт в клетке собственных мечтаний и воспоминаний о деревенской жизни, о музыке, о прекрасном, оставаясь совершенно неспособным вырваться из этой петли. Его существование, лишенное какого-либо смысла, казалось абсурдным, как будто жизнь сама отняла у него всякую мотивацию. Он мог давать обещания, но не мог воплотить их в жизнь, не мог изменить себя, не мог найти для себя достойное место в мире. Илья Ильича можно сравнить с Захаром Мазепским – его смиренным слугой, который, подобно Мазепскому, не стремится к переменам, не мечтает о другой судьбе, довольствуясь своим узким кругом обязанностей. И, в отличие от многих, кто критикует Некрасова за его неоднозначность, я считаю, что в его творчестве лежит глубокое понимание трагедии эпохи. Некрасов, как и Гончаров, поднимал вопрос о пережитках старого общества, о неизбежности исторического кризиса. Илья Ильича можно сравнить с Некрасовым, неспособным принять реальность, неспособным изменить себя, виня себя в этом и страдав. Трагизм Обломова заключается не только в его индивидуальной слабости, но и в том, что он стал воплощением не только своей собственной, но и общественной трагедии. «Обломовщина» — это не просто черта характера Илья Ильича, это состояние целого общества, которое было парализовано страхом перемен, неспособностью к действию, потерей ориентиров в новой, быстро меняющейся эпохе. Он был заперт не только в своих мыслях, но и в рамках устаревших социальных норм и предрассудков. Идея о том, что страна оказалась в ловушке, пришла к пустоте, где нет мотивации что-то делать, это тоже идея рабочая. Однако, стоит отметить, что контекст написания «Обломова» – 1859 год – отличался от сегодняшнего дня. Произведение создавалось в эпоху, когда только начинала отменяться крепостное право. И, признаюсь, даже сейчас, тема «обломовщины» не сильно впечатляет меня. Она вызывает скорее печаль, чувство утраты и бессмысленности, чем глубокое понимание и сопереживание. Это, конечно, трагическая история о человеке, который не смог найти свой путь в жизни, о человеке, потерявшемся в горах собственных мечтаний и воспоминаний.