Продолжить просмотр
Обыкновенная Арктика
Постер «Обыкновенная Арктика»
7.29 684
7.60 21

Сериал Обыкновенная Арктика онлайн

Актеры:
Олег Даль, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Георгий Корольчук, Валентин Ерофеев, Виктор Павлов, Геннадий Юхтин, Эммануил Левин, Генриетта Рыжкова
Режисер:
Алексей Симонов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2 (11.08.2013)
Художественный фильм, воплотивший на экране величественную историю, берет свое начало в сценарии, сотворенном гением Константина Симонова. Идея, вдохновившая мастера, зародилась в рукописи его дорогого друга, Константина Горбатова, чьи повествования, наполненные искренностью и подлинным духом времени, стали фундаментом этого эпического полотна. В центре повествования – отважное освоение Арктики советскими исследователями, ставшее свидетельством мужества, стойкости и непоколебимой веры в светлое будущее. Действие разворачивается в суровых реалиях 1935 года, в период, непосредственно предшествующий эпохе папанинцев, избегая тем самым излишних споров и увлечения официально зафиксированными, часто идеализированными, романтическими трактовками. Фильм, по сути, представляет собой повествование о героическом строительстве, о преодолении невообразимых трудностей, о создании новой цивилизации на краю мира. Однако, ключевым фактором, определяющим ход событий, становится прибытие в арктическую стройку совершенно незнакомого с местными условиями начальника. Этот человек, словно вырвавшийся из глубин отдаленных районов, где бюрократия и официальные указания теряют всякий смысл, был человеком резким, прямолинейным, отличающимся отчужденностью и неспособностью к эмпатии. Для него "дело" и "человек" представляли собой лишь диалектическое единство, где первое – это конечная цель, а второе – лишь средство ее достижения. Этот контраст между чужим, не понимающим нужд и лишений, и бесчисленными трудовыми усилиями исследователей становится одной из центральных тем картины. В основе сюжета лежат рассказы Константина Горбатова, обладающие уникальным колоритом и глубоким психологизмом. В частности, произведения «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на огуречной земле», «Торговец Лабас» и «Большая вода» придают картине особую глубину и правдивость, позволяя зрителям проникнуться духом того времени и понять сложность человеческих отношений в экстремальных условиях. Повествование строится вокруг трагической судьбы Степана Грохота, конфликта поколений, борьбы за справедливость и неразрывной связи человека с природой. Фильм, по сути, – это яркий пример жанра, сочетающий в себе реалистическое изображение трудностей и испытаний, которые выпали на долю советских исследователей, с глубоким философским осмыслением человеческой природы. Контраст между внешним величием строительства и внутренними демонами, с которыми сталкиваются люди, добавляют картине драматизма и заставляют задуматься о вечных вопросах жизни и смерти, добра и зла. Имя Алексея Симонова, автора комментариев к картине (см. библиографию), подчеркивает его глубокое понимание материала и его приверженность истине, заложенной Константином Горбатовым.
Рецензии
Затерянный в вечной мерзлоте: Эхо "Обыкновенной Арктики" Пожалуй, многие из нас, в юности, испытали неизгладимое впечатление от сборника рассказов Бориса Леонтьевича Горбатова – “Обыкновенная Арктика”. Эти истории, словно самоцветы, согревали душу, а их страницы, зачитанные под теплым одеялом, навсегда остались в памяти. Даже спустя десятилетия, я до сих пор отчетливо помню обложку: 1959 год издания, где на переднем плане, погруженный в задумчивость, запечатлён полярник, внимательно следящий за стремительным появлением самолета в уральском небе. Внутри сборника – пятнадцать рассказов, сотканных из романтической атмосферы, приключений и невероятной силы духа, воплощающих величие бескрайних северных просторов. Экранизация “Обыкновенной Арктики”, разработанная режиссером Алексеем Симоновым, стала не просто киноадаптацией, а настоящим произведением искусства. Из четырех отобранных рассказов – “Роды на Огуречной земле”, “Торговец Лабас”, “Суд над Степаном Грохотом” и “Большая вода” – был создан поистине выдающийся двухсерийный фильм. Этот проект, воплощенный в жизнь талантливой командой, сумел запечатлеть неповторимую атмосферу эпохи, погрузив зрителя в мир суровых испытаний и неиссякаемого героизма. Сюжет фильма, разворачивающийся в 1935 году, повествует о строительстве порта, что стало символом триумфа и надежды для всей страны. Воспоминания о марте 1933 года – спасении семи пилотов из ледяного плена челюскинцев – все еще витали в воздухе, а имена героев стали настоящими символами мужества. Не менее захватывающей оказалась история о героическом дрейфе И.Д. Папанина на льдине, протянувшемся по самым отдаленным уголкам планеты, где время теряло свое значение, а лишь выживание стало главным делом. Основываясь на этих исторических фактах, Алексей Симонов, в соавторстве с талантливым сценаристом, создал кинокартину, посвященную “серым” будням, зачастую, оказывается, не таким уж и серым! Пурга, "актированные дни", бесконечная скука, подобно "Гою ты, тундра пробужденная Эх! Ты, дорожка бездорожная Эх! Мои ноженьки промокшие Э-эх!..." – все это, кажется, отдалено от реализма, но воссоздано настолько убедительно, что заставляет сопереживать героям. За всем этим несанкционированным "саботажем" обаятельного и неисправимого десятника стройки Степана Грохота, блестяще воплощенного Олегом Анофриевым, звучит неожиданно трогательно. И хотя фильм будто бы "провисает" в середине, он поглощает зрителя, подобно омуту, требуя только внимательного наблюдения и наслаждения безупречной актёрской игрой. На сценах фильма, словно яркие акценты, выделяются харизматичные и колоритные персонажи, созданные не менее талантливыми актерами – Афанасием Кочетковым, Олегом Далем, Петром Щербаковым и Виктором Павловым, каждый из которых – настоящий мастер своего дела. О каждом из них можно говорить бесконечно, можно снимать отдельный фильм – и зритель не пожалеет. Особого внимания заслуживает Ролан Антонович Быков, создавший невероятный образ сурового, но в то же время, очень исключительного доктора! Эта фраза, “Батенька”, стала не только главным достоинством и отличительной чертой сериала, но и символом неизменного уважения к сильному лицу. Музыкальное сопровождение фильма – это, по сути, непрекращающийся вой пурги, окружающий и завораживающий своймирная звучание. Эти звуки подчеркивают самые эмоциональные и страстные моменты, заставляя чувствовать непосредственную связь с окружающим миром. “Обыкновенная Арктика” – это не просто фильм, а гимн мужеству, надежде и непоколебимой вере в себя и свои силы, показывающий не пафосную, а искреннюю картину о затерянном в вечной мерзлоте человеке.
Слетая в водоворот гнетущих образов, я отчетливо ощущаю, как меняется восприятие мира. Если попытаться свести все к сути – это, без сомнения, все оттенки серости, проникнутые пессимизмом, ощутимый кризис душевного равновесия. В моей душе порой возникает острое стремление к контрастам: к лучам тепла и света, к воплощению гармонии и красоты. Однако, когда вокруг царит лишь мрак, удушающая грязь и пронизывающий холод, даже самые яркие порывы надежды кажутся бессильными перед лицом всепоглощающей тоски. Неужели именно это, в совокупности с подобным кинематографическим ландшафтом, стало одной из причин распада могучего Союза? Ведь людям, в эпоху перемен, необходимо было не просто знание о достижениях, а и визуальное воплощение желаний: открытые просторы, лазурные волны, умиротворяющие пляжи, женские образы, окутанные сиянием красоты, символы свободы и величия. И вместо этого, они сталкивались с деталями, загрязняющими душу, с отражением угрюмых реалий, с глубокой зачаянностью и отсутствием оптимизма. Повторяющийся мотив "чернухи" – как в кино, так и в повседневной жизни – становится для меня не просто удручающим фактором, а скорее, систематическим вызовом для сознания. Дни сменяются днями, а сюжеты, предоставляемые экранам, остаются неизменно угнетающими, подобно постоянному повторению одной и той же, мрачной мелодии. Вспоминая культовые фильмы, такие как “Игла” с Вадимом Цоем или “Брат” с Сергеем Бодровым, невольно ощущаешь, насколько в них доминирует созерцание тёмных сторон человеческой души, отсутствие надежды на лучшее, углубляющееся в подсознание чувство безысходности. Я искренне надеюсь, что последующие поколения кинематографистов сумели преодолеть этот негативный тренд, открыв для нас новые горизонты творчества, основанные на реальном вдохновении, глубоком понимании человеческих страстей и способности передавать не только опыт, но и мечту. И, пожалуй, в этом – залог не только внутриличностного гармоничного развития, но и будущего общества, способного к духовному рассуждению и осознанному выбору. Стремление к красоте, к свету, к искренней и позитивной истории – по-прежнему неоспоримая ценность, способная восстановить утраченную веру в неизбежное добро.