
6.36
295
6.10
143
Сериал Первые радости онлайн
Актеры:
Юрий Демич, Николай Волков мл., Светлана Орлова, Ирина Печерникова, Ольга Машная, Евгений Лебедев, Анатолий Азо, Роман Громадский, Петр Шелохонов, Владимир Емельянов
Режисер:
Григорий Никулин
Жанр:
мелодрамы, драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 7
(30.05.2013)
В кинематографе возобновлена жизнь одноименного произведения, представляя собой потрясающую экранизацию культового романа Константина Федина – «Необыкновенное лето». Фильм погружает зрителя в атмосферу умиротворяющего, но предреволюционного волжского городка, где, словно в тихом омуте, сплетаются судьбы и зарождаются надежды.
В центре повествования – фигура Кирилла Извекова, молодого человека, ощущающего острую потребность в обретении своего места в жизни, в этой новой, неуловимой эпохе. С оконченным обучением в техническом училище он отчаянно ищет смысл своего существования, сталкиваясь с неясными перспективами и нерешенными вопросами. Этот поиск, полный сомнений и размышлений, становится краеугольным камнем драматической канвы фильма.
"Необыкновенное лето" представляет собой не просто адаптацию литературного произведения, а, скорее, виртуозное переосмысление, сохранив при этом дух и атмосферу оригинала Константина Федина. В нем, как и в романе, отсчет идет от 1919 года – переломного момента в истории России, времени ожесточенных гражданских войн, политических интриг и трагических человеческих судеб.
Особый интерес представляет взаимосвязь этого фильма с предшествующей работой Федина – "Первыми радостями". События, разворачивающиеся в рамках сюжета "Необыкновенного лета", неразрывно связаны с событиями, описанными в предыдущей ленте, создавая единую, многослойную историю, охватывающую широкий период российской истории и демонстрирующую сложность и противоречивость того времени. Сценарий фильма пропитан глубоким пониманием эпохи, детально воссоздает быт, нравы и настроения людей, живущих в условиях политической нестабильности и надвигающейся катастрофы, взволнованно запечатлев на экране драматические переживания героев и их борьбу за выживание в эпоху перемен. Фильм является не только интересным кинематографическим опытом, но и серьезным исследованием исторического контекста, предлагающим зрителю задуматься о важности личных ценностей и выбора в условиях огромных социальных и политических потрясений.
Рецензии
Фильм, в своей сути, пронизан циничным, но проницательным утверждением: "Революция и война – время мгновенных взлётов и падений”. События, разворачивающиеся в декорациях начала XX века, представляют собой сложное полотно, сотканное из страсти, предательства, и, конечно, неумолимого течения истории, которая, как известно, не терпит сантиментов. Действие начинается в унылом провинциальном городке, где в подпольном лабиринте революционных идей копошилась организация большевиков, возглавляемая юным, но уже тогда горящим идеями студентом технического училища – Извековым.
Однако, судьба, подобно хитрому дьяволу, забавлялась, не позволяя Извекову быть только революционером. Его сердце, столь преданное идее свободы, немилосердно принадлежало очаровательной дочери богатого купца Мешкова, красавице, воплощающей в себе все те ценности, против которых он и боролся. Несмотря на этот нежданный роман, судьба распорядилась иначе. Царская охранка, не терпевшая отклонений от установленного порядка, жестоко пресекла инициативу Извекова, вынеся его на суровую каторгу.
Не желая связывать свою дальнейшую жизнь с именем революционера, Мешков, руководствуясь скорее страхом и корыстью, невольно, но насильно поженив дочь, совершил акт, который, несомненно, оставил глубокий след в её душе. Параллельно с этим, на сцене провинциального города, расцветал талант драматурга Пастухова и неприступного актера Цветухина, вызывавших восхищение и заинтересовывающих публику. Цветухин, обладавший яркой внешностью и вызывающим характером, представлял собой воплощение местного «фатишного» образа, в то время как Пастухов, сохраняя свою интеллектуальную дистанцию, выражал сочувствие к жизни простых людей, зачастую находящихся в тяжелом положении.
Второй акт фильма переносит зрителя в 1919 год – в эпицентр бушующей Гражданской войны. Советская власть, ворвавшись в город, открыла новую страницу в истории, отмеченную стремительными карьерными подъемами и падениями. Вернувшийся с каторги Извеков, померявшись с жизнью и приобретя некоторую «пафос», устроился на почетное место в кабинете, вооружившись личной секретаршей. Его давний товарищ по революционным свершениям, словно переродившись, приобрел роль финансиста, посвятив себя материальным благам. Бывший купец, потерявший все, исчез из поля зрения, счаствуя лишь том, что ему дарят простой свисток – символ его ничтожной позиции. В поведении красных комиссаров чувствовалось несомненное упоение властью, подчеркивающее бессмысленность и, возможно, трагизм их деятельности.
В этот момент зритель невольно задается вопросом: а действительно ли они лучше тех, против кого они когда-то боролись? Стремясь выселить скромного, интеллигентного библиотекаря, который когда-то подарил Извекову убежище, красная власть проявляла неоднозначную позицию, неоднозначную в итоге оставляя его в доме, по счастливой случайности. Весь фильм вокруг подобных неожиданностей. В постановке заключается самая важная и универсальная истина: в системе, основанной на влиянии и связях, человек остается ничтожным, если отсутствуют знакомые в начальниках. Чудесным образом, в фильме, вышедшем в 1977 году, ни один красный не вызывает положительных эмоций. Наблюдая за ними, слыша их разговоры, ощущаешь потому, что автор сюжетного повествования изо всех сил пытался сделать их положительными героями, но вышло не совсем удачно.
Особенное впечатление производит старичок-библиотекарь, не стремящийся к власти, а просто по мере сил помогающий людям, и драматург Пастухов – человек с своими убеждениями, не горлопан, не выпендрежник, не прихлебатель новой власти. Наблюдатель задается вопросом: с какой причиной фильм допустили к показу в СССР. В целом, фильм не является шедевром, без его просмотра можно обойтись.
«Первые радости» – это, прежде всего, воплощенная на экране история, основанная на проницательном романе Константина Федина. Мини-сериал погружает зрителя в атмосферу жизни молодого человека, обитателя тихой провинциальной деревенской улочки, охватывая события, предшествовавшие Великой Революции. Кирилл Извеков, воспитанник технического училища, отчаянно и искренне ищет свое предназначение, пробуя себя в различных занятиях и, по сути, стремясь найти не только призвание, но и точку опоры в жизни.
А для тех, кто сочтет историю, начатую в "Первых радостях", не полностью раскрытой, существует непосредственное продолжение – мини-сериал «Необыкновенное лето», также написанный рукой Константина Федина. Этот проект, являясь одним из немногих примеров советского кинематографического творчества того времени, является ярким свидетельством эпохи, в которой, как правило, производством фильмов занимались, в основном, небольшие, неформальные коллективы. В период, когда серийное производство фильмов было ещё в зачаточном состоянии, а сам термин "сериал" был абсолютно чужд зрительскому пониманию, создатели «Необыкновенного лета» сумели поразить своей смелостью и изобретательностью.
Несмотря на то, что всего в «Первых радостях» было выпущено лишь семь эпизодов, этого оказалось предостаточно для реализации масштабного проекта в условиях ограниченных ресурсов и, что немаловажно, отсутствия привычных индустриальных процессов. Продюсерский коллектив, в тесной творческой коллаборации со сценаристами, сумел продемонстрировать выдающийся уровень мастерства и художественного видения.
Тем, кто еще не знаком с этим проектом, рекомендуется к просмотру, однако стоит осознавать, что ожидать от него современных кинематографических новшеств не стоит. Это, прежде всего, ностальгическое погружение в атмосферу кино 80-х годов, в эпоху, когда создавались фильмы, отражающие дух времени и специфические настроения того периода. Важно отметить, что, учитывая крайне ограниченное количество отечественных сериалов того времени, встреча с этим произведением, безусловно, стала редким и ценным событием. С одной стороны, такое ограниченное количество произведений, возможно, привело к более раннему и глубокому знакомству с "мелодраматическим" жанром. С другой стороны, если бы в те годы активно начали выпускать сериалы, возможно, мужская аудитория начала испытывать влияние этих жанров гораздо раньше, что, вероятно, вызывало определенное беспокойство.
Лично я, после просмотра нескольких эпизодов, не смог продолжить просмотр, что объясняется моим личным неприятием жанра мелодрамы. И не стоит говорить о том, как, согласно традициям советского пространства, развиваются любовные линии в таких произведениях – скорее всего, это было бы весьма скучно и утомительно. Ведь не было сомнений в том, что сюжет, построенный на сложных перипетиях романтических отношений, подобных тем, что часто встречаются в этих историях, безусловно, будет вызывать разочарование. Предполагается, что "Первые радости" – это, в первую очередь, портрет воспоминаний о прошлой жизни, о вопросах самоопределения и поиска смысла в мире, которому, к сожалению, не всегда удается дать четкие и ясные ответы. И, конечно же, о любви – не обязательно той, что дарит счастье, но той, что дарит страдание и размышления о том, что быть человеком – это все равно что нести на спине невесомый груз неизведанного и непонятного.