
Сериал BBC: Сокровища Древнего Рима онлайн
Treasures of Ancient Rome
Режисер:
Тим Дунн
Жанр:
Discovery&BBC, документальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 3
(15.03.2015)
В представлении подавляющего большинства историков и общественности в целом, образ Древнего Рима строится вокруг масштабных завоевательных походов, захватывающих гладиаторских зрелищ, монументальной архитектуры, достигшей небывалых высот, и, конечно же, тщательно выстроенной правовой системы, оказавшей колоссальное влияние на формирование правового порядка в большинстве государств Европы. Однако, за этим впечатляющим, казалось бы, достижением, кроется нераскрытая тайна, порождающая ощущение, что римляне, несмотря на свою необъятную мощь, не проявляли особого внимания к развитию таких, казалось бы, неотъемлемых аспектов культуры, как литература, скульптура, живопись, а также стенопись, ограничиваясь лишь редкими, прерывистыми вспышками творческого импульса, возникавшими в периоды между военными походами, и приводившими к созданию произведений, которые, по мнению многих, не оставляли значительного следа в мировой художественной традиции.
Алистер Сук, посвятивший свою жизнь глубокому и кропотливому изучению древних цивилизаций, стремится радикально пересмотреть сложившееся представление, представленное выше. Его многолетние экспедиции, охватывающие обширные территории, когда-то входившие в состав величественной Римской Империи, открыли перед ученым невиданную ранее сокровищницу художественных ценностей. Сук убедительно демонстрирует, что древнеримское искусство, несмотря на свои периоды упадка и относительной незаметности в последующие века, представляет собой феноменально богатый и, безусловно, величественный пласт культурного наследия. Он справедливо утверждает, что исторически сложившееся недооцененное влияние древнеримского искусства на мировую культуру в целом, является существенным искажением. Сук, опираясь на обнаруженные ранее неизвестные археологические находки, восстановленные фрагменты мозаик, тщательно изученные сохранившиеся глиняные таблички и другие артефакты, доказывает, что римляне не были простыми завоевателями и агрессорами; их творческий потенциал был поистине безграничен, а их вклад в развитие человеческой цивилизации – неоценим. Его исследования, опирающиеся на сложные методы интерпретации и восстановления, раскрывают новую, полную противоположную прежним стереотипам, картину, в которой Древний Рим предстает как не только военная сверхдержава, но и центр расцвета искусства, науки и культуры, оказавший глубочайшее и продолжительное воздействие на последующие поколения. Исследования Сука – это не просто академическое упражнение, а скорее, возрождение исторического сознания, требующее переосмысления места Древнего Рима в мировой истории и, в конечном итоге, в истории всей человеческой цивилизации.
Рецензии
В эфире, кажется, возникла странная тенденция – зрителям предлагается обширный спектр редчайших находок, скрупулезно собирается пазл исторических практик, лежащих в основе создания сложных композиций, от изящных камеев и детализированных мозаичных панно до величественных скульптурных портретов и развернутых фресок. Однако, трагически, внимание публики зачастую смещается в сторону не столь значимых аспектов повествования – в частности, к рассуждениям ведущего относительно существования однополых отношений в античном мире, словно сам, безмолвный, но красноречивый кубок Уоррена, обладающий достаточной убедительностью, чтобы требовать особого внимания. Утверждения о том, что в античности, при различных императорских династиях, наблюдались однополые связи, и, следовательно, императоры не могли не быть отмечены пороком, кажутся наименьшим из возможных раздражителей. Наблюдаемое отношение, характеризующееся попыткой возложить вину на человека, вовлеченного в столь эмоциональное и исчерпывающее повествование о всех архитектурных шедеврах, не только о произведениях, имеющих откровенно эротическую направленность, является, по сути, ничем и не является.
Нельзя не отметить, что привычка, выражающаяся в демонстрации пениса на стенах зданий в Лептис-Магна, в корне умаляет заслуги и профессионализм создателя этого документального материала.
Переходя к обсуждению отсутствия в античном Риме традиционного понимания искусства, стоит признать, что автор комментария, вероятно, не знаком с тем, как древнеримское искусство рассматривается в академических кругах – в большинстве случаев, это происходит с изрядной долей попыток и описано как нечто, созданное под влиянием, "эпигонское" по отношению к греческому искусству, чье влияние было столь ощутимым. Сам римский народ, в свою очередь, сознательно культивировал образ, подчеркивающий их роль как воинов, политиков и юристов, а не художников и скульпторов. Эту тенденцию можно проследить в цитате из "Энеиды", в начале сериала, которая, как полагают, определяет дальнейшее направление повествования. В этом контексте, задумка сериала представляется вполне логичной и продиктованной определенной концепцией.
Безусловно, сериал не лишен определенной политической окраски – российскому телезрителю, привыкшему к более откровенным высказываниям, это может вызвать раздражение. Однако, прежде чем вступать в спор о политизированности, представляется необходимым понять, действительно ли состояние мозаик, обнаруженных во время правления Каддафи, является настолько разрушительным, что оправдывает привлечение политических оценок. Игнорирование незначительных дефектов и упуская возможность более глубокого анализа, не допускает объективной оценки состояния артефактов.
Несмотря на политизированный контекст, сериал представляет собой высококачественное, захватывающее зрелище, которое, безусловно, стоит рекомендовать всем поклонникам исторического документального кино. Он достоверно переносит зрителя в глубины прошлого, предлагая не только эстетическое удовольствие, но и широкие исторические знания, подкрепленные материалами археологических раскопок и экспертными мнениями. Каждая кадр сериала – это законченная история, которая способна вызвать особое чувство вовлеченности и заставить задуматься о сложности и многогранности исторических событий.