
6.29
2407
7.60
10000
Сериал Оккупированные 1 сезон онлайн
Occupied, Okkupert
Актеры:
Хенрик Местад, Эльдар Скар, Эни Даль Торп, Ragnhild Gudbrandsen, Ингеборга Дапкунайте, Kristin Braut-Solheim, Selome Emnetu, Daniel Rusten Larsen, Вегар Хуль, Veslemøy Mørkrid
Режисер:
Эрик Рихтер Страндт, Йон Андреас Андерсен, Эрик Шёлдбьерг
Жанр:
триллеры
Страна:
Франция, Швеция, Норвегия
Вышел:
2015
«Оккупация» – это амбициозный и драматически насыщенный проект, воплощенный совместными усилиями нескольких киностудий, что позволило создать впечатляющий сериал, задающий зрителю задуматься о недалеком, но, к сожалению, вполне вероятном будущем. Повествование строится вокруг сложной и напряженной ситуации: Норвегия оказывается втянутой в ожесточенную борьбу с вооруженными силами Российской Федерации, чьи намерения в корне противоречат интересам скандинавского государства.
В политическом и стратегическом плане, российская сторона придерживается крайне чёткой и недвусмысленной позиции. Единственная цель, декларируемая Москвой, заключается в том, чтобы исключить любое сопротивление со стороны Норвегии при разработке богатейших запасов нефти и газа в Северном море. При этом, европейские государства, вероятно, не смогут выработать единую и однозначную линию действий, не в силах повлиять на решимость российской стороны.
В конечном итоге, осознавая относительную лёгкость начала военных действий, Россия, руководствуясь принципами военной эффективности, предпринимает решение о полномасштабном вторжении на скандинавские территории. Этот выбор, несомненно, обусловлен нежеланием уступать в переговорах и искать компромиссы, а также глубоким убеждением в преимуществах силового решения. Военные силы России, как бесшумный поток, постепенно наращивают свой потенциал, неуклонно отвоевывая и укрепляя свою стратегическую позицию, демонстрируя твердость намерений и готовность к длительной, сложной борьбе за господство в регионе. Цель – не только военная победа, но и установление новых геополитических реалий, определяющих будущее энергетического баланса и, возможно, всего мира.
Рецензии
С течением времени, я наблюдаю тревожную тенденцию, все более отчетливо проявляющуюся в поведении значительной части населения, особенно в контексте так называемой «норвежской пипл». Эта группа, движимая жаждой мгновенного удовольствия и часто прикрываясь оправданием в виде создания художественных фильмов, демонстрирует все большую склонность к нарушению моральных норм и законов, словно поддавшись искушению получить кратковременное удовлетворение, не заботясь о последствиях. Их аргументация, как правило, сводится к тому, что “все снимают фильмы”, и таким образом, оправдывают собственные действия, усугубляя ситуацию. Это, по их мнению, – “просто жизнь”, – лишь поверхностное, мимолетное исследование реальности, направленное, прежде всего, на получение прибыли, а не на глубокое осмысление этических вопросов.
Эта тенденция, на мой взгляд, отражает болезненную реальность: люди, погруженные в бесконечный поток чувственных удовольствий, теряют способность к критическому мышлению и, как следствие, становятся все более подвержены соблазну совершать поступки, противоречащие их собственным убеждениям и общепринятым моральным нормам. Они, в свою очередь, оправдывают свои действия, игнорируя потенциальные негативные последствия для себя и окружающих, убеждая себя в своей правоте, и часто в шутливой форме, прикрываясь созданием фильмов, как будто это даёт им право на любые действия.
Интересно отметить, что наблюдается явление, когда люди, далекие от нравственных принципов, подвергают критике тех, кто, напротив, придерживается высоких моральных стандартов, называя их “ненормальными” или “шизами”. Очевидно, это результат лицемерного стремления к самооправданию, когда люди, осознавая собственные недостатки и грехи, не желают признавать их перед другими, предпочитая осуждать тех, кто, по их мнению, живет по более высоким стандартам. В то же время, наблюдается и другая, более проницательная картина: многие люди, признающие свою вину и слабости, не стремятся к осуждению других, а сосредоточены на внутреннем конфликте, на борьбе со своими страстями и гордостью, на преодолении собственных внутренних противоречий.
Особого внимания заслуживает феномен американской "пипл" – части населения, где приоритетом является бесконтрольное стремление к чувственным удовольствиям, к удовлетворению своих желаний, порой, к полному пренебрежению моральными нормами и общественным интересам. В средствах массовой информации таких людей, безусловно, меньше, но они существуют, и их пример, на мой взгляд, катализирует распространение этой опасной тенденции. Они, словно в смехом, следуют за мгновенным наслаждением, пренебрегая рассудком и не осознавая, что постоянное стремление к этимо в конечном итоге может привести к разрушению как собственной жизни, так и жизни окружающих, к размыванию моральных ориентиров, к неконтролируемой гонке за удовольствием, когда человек, не осознавая последствий, бесконтрольно “летит вниз”, и в момент осознания уже слишком поздно остановить свой поход.
И, наконец, необходимо признать, что такая общая картина – не исключение, а правило. Годами, да и возможно, веками, люди незаметно и заметно разрушают себя и жизнь окружающих, смешивая добро с злом, грешая и убеждая других в том, что все нормально и должны так делать. Не корректно выражать эти мысли, потому что мы – люди, и не знаем себя, не говоря о других. И, возможно, не важно, что люди показывают, важна внутренняя борьба, в которой человек противостоит своим страстям, гордости, сомнениям, и не пытается судить и осуждать других. Эта борьба – важнейший элемент человеческой сущности, и не следует её игнорировать.
Сериал “Occupied/Оккупированные” – не просто повествование о противостоянии, но и, вероятно, отражение глубоко укоренившихся, в нашем обществе, нарративов. Наблюдаемое в картине столкновение держав, представленное в весьма драматичной форме, долгое время воспринималось зрителями как нечто само собой разумеющееся, как данность, однако, более пристальный взгляд выявляет поразительную констатацию: новаторства в рамках этой истории, к сожалению, не обнаружено. Наши норвежские коллеги, увы, не смогли предложить зрителям концептуально нового подхода, довольствуясь, по сути, лишь повторением уже существующих мотивов.
Сюжет сериала, представляющий собой сложную и многослойную художественную проза, отдающую значительным чертам футуристического жанра, рассказывает о спланированной, отнюдьте, изощренной схеме, нацеленной на подрыв экономической мощи Норвегии, четверной тысячи населения. С помощью запутанной сети интриг, манипуляций, угроз и, конечно, активного саботажа, маловероятно, что некая группа заинтересованных лиц не собирается переориентировать курс маленькой, но безусловно перспективной, скандинавской нации с прогрессивного, практически альтруистического, направления – на устаревшие, проверенные временем, рельсы нефтегазового доминирования. В этом, по сути, кроется фундаментальная проблема: выигрыш, как представляется, будет не у России и Европейского Союза, а у транснациональных корпораций, чьи интересы, как правило, превосходят любые геополитические соображения.
Наблюдаемая динамика событий, в значительной степени, отражает, как ни парадоксально, устоявшуюся в мировом сообществе формулу: "Экономика не определяется политикой, а наоборот". Именно эта взаимосвязанность и формирует трагизм ситуации: норвежцы, несомненно, учитывали возможную реакцию Брюсселя, прорабатывали сценарии развития событий, однако не смогли учесть непредсказуемый, порой, “варварский” фактор вмешательства – появление на поле конфликта третьей силы.
Визуальный ряд, своевременно раскрывающийся, словно карточный домик, показывает распад норвежской мечты, разрушение привычных представлений о стабильности и устойчивости, в то время как, по мнению авторов, ответственность за происходящее в конечном итоге возлагается на гипотетические правительства США и Европейского Союза. При этом, вмешательство России рассматривается лишь как один из факторов, усугубляющий напряженность ситуации.
Признавая, что “новизны” в данном арт-хаусе не обнаружено – американцы, судя по всему, уже со всех сторон “облаили” русские проекты, несмотря на то, что захват Норвегии – это, в первом числе, первый раз в истории российской внешней политики. Однако, если говорить об объективности – в контексте сравнения с аналогичными проектами из американского кинематографа, события, по сути вещей, разворачиваются в нашей – возможно, более реалистичной – Вселенной, в отличие от порой беспредельных фантазий зарубежных творцов.
Тем не менее, в сложившихся обстоятельствах, остается лишь наблюдать (или не наблюдать, в зависимости от личных предпочтений и политических взглядов) и, терпеливо относиться к нашим соседям, не столь прагматичным и дальновидным, как, надеемся, должны быть. В конечном итоге, напоминание о важности взаимного уважения и понимания, является необходимым условием для успешного развития международных отношений и предотвращения нежелательных конфликтов.
Созерцательный взгляд, неиссякаемая самоуверенность и, по сути, абсолютная неспособность к нюансам – вот качества, которые, вероятно, приходят на ум, когда мы пытаемся описать тех, кто, подобно опытному художнику, воспринимает мир, фиксируя лишь один из его аспектов, утрируя собственные убеждения и готовящийся к ожесточенному противостоянию за свои идеалы. Однако, слово “сектант” уже занято, и, вероятно, вполне справедливо.
Многочисленные примеры высмеивания подобной прямолинейности, подобной, к сожалению, не редкому явлению, сопровождались неустанным размножением и, как бы то ни было, неугасанием этой тенденции. Иронично, но в контексте подобного сериального проекта, изначально, казалось бы, не имеющего практических перспектив, высмеиваемой за своей абсурдностью комедии, внезапно появилось нечто, способное привлечь внимание. Усилия, направленные на добавление в основу повествования параноидальных предпосылок, связанных с нарастающим страхом глобальной третьей мировой войны, предопределили значительные шансы на коммерческий успех.
Наблюдательный зритель невольно заметит, что организация, занимающаяся, казалось бы, благородной борьбой с угрожающим глобальным потеплением, на деле переориентировалась на стратегию, основанную на максимальном увеличении собственной значимости – "Вас тревожит, уважаемый? Замечательно! Мы предлагаем вам решение!". Иронично, но эта акция, лишенная глубокого понимания комплексных проблем экологии, подчеркнула пренебрежение к научным данным, превратив ее в своеобразный манипулятивный ход.
Особенно стоит отметить, что, несмотря на публичную риторику, инициатива, воплощенная в жизнь страной, имеющей обширные территории, расположенные вблизи полярного круга – то есть, в зоне повышенной уязвимости к климатическим изменениям – была продиктована не столько заботой об окружающей среде, сколько стремлением к укреплению геополитического положения. В этой ситуации, с комической точностью, взгляд на проблему трансформировался: некоторое время назад, страна, предпринявшая первые шаги по ускоренному закрытию существующих атомных электростанций, взяв, по сути, под контроль столь же рискованный, но, отчасти, более управляемый способ производства электроэнергии. Этот процесс, аналогичный по сути, доказал свою неэффективность, особенно учитывая её ограничения, в любых масштабах, и, откровенно говоря, пренебрегал потребностями, создавая иллюзию осуществления суперзадачи.
В контексте развития событий, ирония ситуации заключалась в том, что, учитывая ограниченность и специфичность данного источника энергии – компактный, по сравнению с другими потенциальными альтернативами, и безопасный (не считая трагических случаев, подобных авариям на ЧАЭС и Фукусиме) – это был, в сущности, сверхзащищенный и, в особенности, неперспективный метод, основанный на расщеплении атомного ядра. И, само собой, эта межвременная стратегия, подкрепленная негативным опытом, не могла не навести на мысль о схожих, но, кажутся, более успешных, мероприятиях, например, осуществляемых в Германии, где, в скором времени, были приняты решения, приведшие к окончательному закрытию последних АЭС, что развеивало все события в парадоксальном освещении.
Вкратце, нельзя не отметить трагическую историю Чернобыльской АЭС, которая стала результатом не только чудовищной халатности во время ремонтных работ, но и целенаправленного обхода межгосударственных соглашений, использования станции, по сути, для недобросовестных целей, что пыталось свести к тишине. При этом, не стоит забывать и о трагическом опыте аварии на Фукусиме, которая, по факту, затронула устаревшую по технологиям модель электростанции, разработанную в первой половине XX века, что по своему развитию было условно подобным "дебильным" типом, как бы это не звучало.
Наконец, нельзя не отметить неоднозначность российской политики последних лет, ее иногда непонятный и чувствительный к международному давлю, выгляд, который вызывал особую тревогу в связи с потенциальной угрозой третьей мировой войны. В этой ситуации, проектирование сериала в контексте уже не воспринималось как просто комедийная "запутанная история", а как своевременная, научно-фантастическая отсылка, в которой потенциально содержались неоспоримые и бесспорные факты, рассматривавшиеся и представлявшиеся как наиболее актуальные и прогнозируемые реалии времен. И, возможно, в этой переоценке заключалась подлинная ценность проектного решения.
Сериал, представляющий собой поразительный калейдоскоп нелепых, граничащих с абсурдом, сюжетных ходов, не мог не вызвать глубокого недоумения. Видимо, руководство Европейского Союза, демонстрировало непонимание потенциальной ценности новых источников энергии, отвергая предложение о содействии развитию передовых технологий добычи тория и последующего преобразования его в энергию – стратегии, которая, в свою очередь, могла бы обеспечить значительный экономический выигрыш и укрепить позиции континента в этой ключевой отрасли. Схожая картина наблюдается и в отношении отношений с Соединенными Штатами Америки, которые, как представляется, оказались непреклонны в своем намерении сохранять членство в составе Североатлантического альянса, несмотря на очевидные противоречия и потенциальные риски. Этот выбор, по сути, эквивалентен отказu Карабаса Барабаса от своего любимого кукольного театра, демонстрируя, по мнению многих, избыточную самоуверенность и неспособность к критическому анализу.
Безусловно, НАТО – это, в первую очередь, проект, инициированный и поддерживаемый Соединенными Штатами, что подразумевает неизбежное исключение тех, кто отклоняется от заданного курса, вместо того чтобы добровольно покидать альянс. В контексте мировой геополитики, эта тенденция, казалось бы, не имеет аналогов – за последние семьдесят лет, никто, кроме Вашингтона, не проявлял столь пристального интереса к контролю над богатыми запасами нефти и газа.
Наблюдаемая сегодня ситуация в Норвегии, несомненно, заслуживает пристального внимания. Действительно, Норвегия находится в фактическом положении, которое можно интерпретировать как оккупацию, где американские вооруженные силы, под предлогом поддержания общей безопасности, разместили на ее территории более двадцати тысяч военнослужащих. Такой масштаб присутствия, безусловно, создает атмосферу, в которой любое проявление сопротивления со стороны этой компактной страны обречено на поражение, что является, по мнению многих экспертов, серьезной угрозой для ее суверенитета.
В связи с этим, авторам сериала, очевидно, требовалось представить альтернативную, столь же сильную и противоречивую, фигуру злодея. Однако, они, возможно, упустили из виду ключевой исторический факт: Россия первой, в 1905 году, признала независимость Норвегии от Швеции, и впоследствии, в середине двадцатого века, освободила норвежскую землю от немецких захватчиков. В подтверждение этого факта, ценный исторический артефакт – картина "Под каменным небом" (Under en stenhimmel), созданная в 1974 году, до сих пор служит немым свидетельством. На премьерном показе, норвежский король Улав V, который на протяжении многих лет посвятил себя поиску союзников в борьбе с фашизмом, не скрывая искренней скорби, вытирал слезы большим, роскошным носовым платком, демонстрируя глубокое понимание исторической важности момента. Этот эпизод, наполненный человеческими эмоциями и исторической значимостью, является не только свидетельством неизменности норвежской патриотической души, но и, несомненно, важным аргументом, игнорирование которого очевидно привело к неудачной выработке сюжетных ходов в сериале.
Этот сериал, несомненно, поражает своей глубиной и предлагая зрителю взглянуть на события с неожиданной, часто тревожной, перспективы. Он мастерски исследует темные уголки политической сферы, обнажая невидимые механизмы принятия решений и вскрывая завесу, скрывающую суть деятельности государственных деятелей.
Сюжет разворачивается в Норвегии, в которой автор не только посвящает нас процессу политической жизни, но и позволяет познакомиться с ежедневной жизнью её граждан, демонстрируя сложные взаимосвязи и влияние одного на другое. Однако, важно помнить, что предложенная история представляет собой художественное вымыслово, и представленный сценарий является лишь интерпретацией, предлагая зрителю самим оценить её соответствие реальным событиям.
В центре повествования – проблема современной оккупации, рассматриваемая под различными углами. Россия, представленная в сериале в гипертрофированно суровом образе, имеет элементы, граничащие с терроризмом внутри государственных границ, что, безусловно, добавляет драматизма и заставляет задуматься о природе власти. Автор осознанно использует этот эффект, напоминая о субъективности интерпретации и о том, что данное видение, несомненно, требует критического осмысления и сравнения с реальной картиной мира.
Повествование многогранно – оно не только исследует рождение экстремизма, представляя его с разных точек зрения, но и подчеркивает, как одно возможное решение политиков может привести к появлению потенциального героя, а другое – к превращению в террориста или главного врага государства. Серьезно, сериал ставит перед нами вопрос о том, может ли сохранение мира и наступление войны определяться одним лишь выбором политиков, смело используя идею "героя и злодея".
Зритель может наблюдать за деятельностью спецслужб, ощутить напряжение, сопровождающее работу оперативных отрядов, узнать о значимости корректной дипломатии. И, что особенно интересно, сериал демонстрирует, как можно преподнести само зло, используя элементы "доброго" при эквивалентном позиционировании агрессора в качестве оборонительной стороны, подчеркивая природу манипуляции и искусства дезинформации.
В конечном итоге, сериал представляет собой взгляд на крупную политику, на жизнь со взрослой и тяжёлой проблематикой, требующий внимательного и критичного анализа. Это не развлекательное зрелище, а скорее остановка, подобно встрече с отражением в темном зеркале, заставляющая задуматься о сущности власти, природе конфликта и ответственности каждого из нас. Это трудный, но несомненно, интересный и запоминающийся повествование, оставляющий после себя глубокий и неизгладимый след.